|
Издательство »» Ионинский листок »» № 52 (486), 2008 »» О Патриархе своими словами О Патриархе своими словамиМитрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий — Вы на 5 лет старше Святейшего Патриарха, Вы, как и он, тоже родились и жили в Эстонии, Вы знали его отца. Как Вы помните семью Святейшего Патриарха? Что Вы можете нам рассказать о его родителях, о том, какое воспитание они дали тогда ещё юному Алёше Ридигеру?
Кроме того, они ездили на Валаам ещё до Финской войны, и там Алексей общался со старцами. Ну, а потом, после войны, они бывали и в Печорах, и в Пюхтицком монастыре. Я вспоминаю то время, и, может быть, нас было не так много, но всё таки были мальчики, которые в то время прислуживали в церкви. Не все остались при Церкви, разошлись, но Алексей получил такую особую закалку. Когда началась война, когда была оккупация, у нас в Эстонии были лагеря перемещённых лиц, то самым активным окормителем этих людей был отец Михаил. И с отцом Михаилом и Алексей ездил, и я очень часто ездил. Совершали там богослужения, массовые крестины были... Сперва там были перемещённые из Ленинградской области, а потом и из России, причём там оказалось и несколько священников. И отец Михаил хлопотал, чтобы их можно было оттуда вызволить, и это ему удалось, они определились в таллинских церквях. Так что здесь Алексей видел такое непосредственное пастырское сострадание этим несчастным людям. Да, мы поступали вместе с ним в духовную семинарию в 1947 м году, я должен был поступать в 1946 м, но меня уговорили остаться в приходе, я уже был дьяконом. Потом я ушёл на заочное обучение. Алексей отличался очень хорошей памятью. Он окончил семинарию, потом Академию, и его первый приход в Йыхви был не совсем простым приходом. Когда то этот приход был маленьким, но он рос, и вместе с тем таяли приходы в деревнях у Чудского озера, молодёжь оттуда уходила. Ему приходилось и совершать богослужения, и посещать те приходы, где в то время уже не везде были священники. И тут он уже начал проявлять свою личную деятельность, оперативность. Пути в эти деревни шли через Пюхтицкий монастырь. Вероятно, тогда у отца Алексея и зародилось особое отношение к Пюхтицкому монастырю, которое потом всё время проявлялось с его стороны. Чтобы ездить в эти приходы, надо было останавливаться в Пюхтицах и потом двигаться дальше.
Николай Петрович Бурляев — Как Вы видели то понимание Патриархом опыта русского 20-го века, который он пытался донести и до нас, и до страны, и до власти? — Однажды в Великом Новгороде было празднование Дня нашей письменности и культуры. Мы шли огромной толпой по мосту, в репродукторе был слышен голос митрополита Алексия. Я тогда его не знал. Это было 20 лет тому назад, когда понятия «патриотизм», «Россия», «славянство» были под спудом. И вдруг я слышу то, что хочет услышать Россия. Он был так воспитан. Он принял факел у тех, кто нёс его по Руси до него и пошёл прямым курсом в новую Россию. И он останется в памяти и истории как духовный зодчий новой России. Он поразительно относился и к искусству. И очень жаль, что уроки Патриарха мы усваиваем пока очень плохо, ведь в последнем интервью он говорил о том, что в этот кризис надо думать не о том, как уцелеть материально, а душу надо спасать. И очень надеялся на нас, деятелей экрана. Евгений Никифоров, председатель духовно-просветительного общества «Радонеж» Когда мы открывали радио «Радонеж», Всемирное русское православное вещание в 1991 м году, одно из первых независимых СМИ в России, и обсуждали со Святейшим Патриархом как это должно быть, то я пришёл к нему и сказал: «Ваше Святейшество, давайте сделаем мощную общецерковную радиостанцию». И вдруг он мне говорит: «А не нужно». Я в шоке, я не мог понять — как это не нужно? А он говорит: «Понимаете, вы никогда не скажете, будучи официальной радиостанцией, то, что вы можете говорить сейчас, не кривя своей православной совестью». Фантастическая честность. Я до сих пор помню вот эти слова, вот это отношение. Ясное понимание аналитики, того, что происходит в мире, в каком состоянии находится наше государство, наш народ. Вот его завет: не кривить совестью — раз, не огосударствляться — два. Мне кажется, это очень характеризует Святейшего Патриарха. Не кривить своей православной совестью.
Екатерина Сергеевна Васильева, Народная артистка РСФСР — Кем для Вас лично был Святейший Патриарх? — В нём была такая потрясающая любовь, которую он, мне кажется, даже как то скрывал, потому что он должен был быть и строгим, и мудрым. Мы сейчас говорим о нём больше всего как о государственнике, а ведь он был прежде всего монахом. Один Господь знает о молитве Патриарха. Что это? Это же тайна тайная. И поэтому я думаю, что, конечно, Господь спас нас всех в эти годы, но сделал это через Патриарха. Я думаю, что не преувеличу, если скажу, что это самая великая фигура за последние годы, которая совершила что то такое таинственное, мистическое, которой были даны такие силы Господом через немыслимую благодать, конечно.
— Если говорить о годах хрущёвских гонений, о годах, когда Церковь испытывала серьёзное давление со стороны государства, именно Эстония и деятельность в ней Святейшего Патриарха являются образцом политики под прессом светской власти. Какие, на Ваш взгляд, качества помогали тогда Святейшему Патриарху находить выход в тех тяжелейших условиях, в которых тогда оказывалась Русская Православная Церковь в Советском Союзе? — Если Вы говорите о 60 х годах, которые вошли в историю как хрущёвская церковная реформа, то я думаю, что главным качеством, которое помогало тогда молодому епископу, было вдумчивость и терпение, потому что известно — это исторический факт, что те иерархи, которые находили в себе мужество и терпение общаться с уполномоченными, (благодаря своему влиянию и умению общаться с уполномоченными он спас и Александро-Невский собор, и монастырь Пюхтицкий), вот это мудрое выстраивание отношений давало очень хорошие результаты. При этом не надо забывать, что так же, как и всех живущих тогда архиереев, всю Русскую Православную Церковь, его не миновала эта чаша: он тоже оказывался в условиях давления и прессинга как и все остальные. Он вспоминал всегда об этом, потому что это были тяжелейшие времена, и надо сказать, что именно в Эстонской Церкви из этой ситуации был сделан очень достойный выход. Это действительно факт. Потом ещё очень важный момент. Он ведь родился в предвоенной Эстонии, Эстонии межвоенной, и он немножко отличался от тех архиереев, которые родились уже после революции, в советский период, был немножко иным человеком, с иным мировоззрением. Я бы сказала, что он не был советским человеком в полном смысле этого слова. Он был действительно гражданин, очень любил свою страну, и все мы это знаем, но то, что он был немножко иной именно благодаря тому, что и близость Валаама влияла, и Эстония довоенная была другой — всё это, на мой взгляд, накладывает большой отпечаток на его деятельность. — Многие, вспоминая о нём, говорили, что он символизировал собой понятие, которое мы подразумеваем, когда говорим «русская интеллигенция». Вот откуда эти корни в Его Святейшестве, откуда появилось то, что мы так ясно ощущали, так ясно видели в нём? — Я думаю, что лучше употреблять слова «культурный человек», чем слово «интеллигент». Он был в лучшем смысле культурным человеком. Я хотела бы напомнить о том, что все 8 Ридигеров учились в Императорском училище правоведения, включая и его отца, но он успел закончить только 3 подготовительных класса, затем случилась революция, и семья вынуждена была эмигрировать. Наверное, это сыграло свою роль. Потом окружение, безусловно, другое окружение. Он общался и вырос в среде, свободной от коммунистической идеологии, что, наверное, не стоит забывать. Безусловно, советское время многое корёжило и придавливало. Но, самое главное, у него был стержень, и, мне кажется, наличие этого внутреннего стержня во многом помогло ему идти по непростой, тяжёлой, часто парадоксальной церковной жизни того времени. И, кстати сказать, в декабре 1985 го года, когда пришёл к власти Михаил Сергеевич Горбачёв, именно митрополит Таллинский и Эстонский Алексий отправил ему письмо с предложением пересмотреть церковно-государственные отношения. Это письмо положило в какой то степени начало налаживанию диалога Церкви и власти, а самому Святейшему Патриарху, в то время митрополиту, стоило отставки. Его убрали с поста управляющего делами, а вскоре назначили в Ленинград, на кафедру. Но это отдельная тема. В Ленинграде, кстати говоря, он ещё до открытия часовни Ксении Петербургской начал совершать на этом месте богослужения. Он добился открытия часовни. И если говорить о новомучениках и исповедниках российских, то ещё до 2000 го года, в 1992 м году на Архиерейском Соборе благодаря участию прежде всего Святейшего Патриарха были причислены к лику святых такие новомученики как, например, митрополит Киевский Владимир (Богоявленский), митрополит Петроградский Вениамин (Казанский). Это уже положило начало сближению Русской Церкви с Зарубежной Церковью за 8 лет до 2000 го года, я хотел бы это тоже подчеркнуть. |
|
|
|||||||
© Свято-Троицкий Ионинский монастырь
|
![]() |
![]() |