|
Издательство »» Ионинский листок »» № 9 (495), 2009 »» Час пробуждения Час пробужденияПротоиерей Сергий Ганьковский
А происходит это потому, что мы помним слова нашего Спасителя, которые Он обратил к Своим ученикам в преддверии грядущей разлуки: Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет (Ин. 16, 20). Это происходит потому, что пост, в который мы вступаем ныне, не разлучает нас со Христом, но «обещает встречу впереди». Так происходит потому, что даже в горестных великопостных мелодиях, как отдалённое эхо, как едва слышный мотив, обострённый духовный слух уже различает ликующие звуки песнопений Светлого Христова Воскресения. Ибо пост для нас, христиан, — не столько напоминание о роковой неизбежности голгофского склепа, сколько радостное исповедание благой вести о том, что этот символ торжествующей смерти оказался пуст, что «гроб и умерщвление не удержаста» Пречистой Плоти. Зачем и поститься, если нет надежды? Зачем совершать усилия, если безжалостная смерть станет неизбежным итогом любой жизни? Поэтому наш пост — это свидетельство нашей искренней веры в осмысленность человеческого существования, это знак нашей неистребимой надежды на то, что каждый из нас причастен Вечной Жизни, это посильная жертва нашей любви к Богу. Недаром Сам Спаситель обращается ко всякому восходящему в поприще поста с радостным призывом:...когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое (Мф. 6, 16-17). Но не только о нашем внешнем благообразии печётся Господь, забота Божия — прежде всего о нашей душе! О той самой бессмертной и вечной душе человеческой, рядом с которой меркнет всё золото мира, вся слава империй, всякое суетное превозношение людской гордыни, ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? (Мф. 16, 26). И вот пост — это время, когда христианин должен покаянными слезами, как живой водой, омыть свою душу — тот самый сокровенный в тайне лик цельнокупного человеческого существа, ради вечного бытия которого и была принесена Голгофская Жертва. Однако сделать это он должен так же тайно, как тайно открывает он свои грехи на исповеди, и тогда, сообразно обетованию Господа, Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф. 6, 18). Когда Господь говорит нам: помажь голову твою (Мф. 6, 17), — Он, конечно, не о нашей причёске заботится. Христос, как и Его апостол, напоминает нам о другом — о главном: Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом (1 Пет. 3, 3-4). Наш Бог напоминает нам о том, как возлиянием елея помазания на голову простого смертного человека ему, грешному и слабому, была сообщена благодать Святого Духа (Лев. 8, 12), «всегда немощная врачующи и оскудевающая восполняющи». Он призывает нас принять эту врачующую и восполняющую благодать, с тем чтобы оградить ум и сердце своё от насилия греховных помыслов, чтобы голова человека, его разум, этот координационно-вычислительный центр личности, был защищён во время яростной духовной брани поста от «наветов вражиих», от атаки греховных помыслов, от всего того, с чего начинается всякий грех. Ныне пришёл час пробуждения (Рим. 13, 11)! Ныне настало время благоприятное (2 Кор. 6, 2)! Хоть и плачет сегодня Адам об оставленном Рае, но в самих слезах его, в самих его стенаниях прозябает надежда! Ибо мы помним о том, какие жертвы были принесены во имя возвращения падшего в дом Отца своего. Мы верим в Бога, Который не хочет смерти грешника (Иез. 33, 11). И в долгом пути нашего постного странствия мы не забудем призыва Спасителя: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко (Мф. 11, 28-30). Пусть же и каждому из нас «лёгким и благим» покажется бремя Великого поста, у порога которого мы с вами стоим ныне.
|
|
|
|||||||
© Свято-Троицкий Ионинский монастырь
|
![]() |
![]() |