|
Издательство »» Ионинский листок »» № 14 (500), 2009 »» Восхождение в Иерусалим Восхождение в ИерусалимПротоиерей Сергий Ганьковский
Так поднимались, «восходили» к другой, скорбной и страшной горе, к Голгофе, направляясь в Иерусалим с востока, от Иордана, двенадцать апостолов, недоумевающих и растерянных, едва поспевающих за стремительно идущим Иисусом. Они ещё не знали, что им всем предстоит, но, воодушевлённые увиденными чудесами, просили у своего Учителя и Господа гарантий власти, возможности соцарствовать с Ним: «Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим» (Мк.10, 35). Там, откуда они шли в Иерусалим, неподалёку от Иерихона, высится гора, на пустынной вершине которой диавол обещал Сыну Человеческому власть над всеми царствами вселенной. Вот он, «фирменный знак» князя мира сего: супостат всегда обещает царство на земле! Он сулит удачу и успех здесь и сейчас! Отец лжи всегда врёт, но врёт заманчиво: «будете, как боги» (Быт.3.5), — говорит он, — чего мелочиться и обольщать пустяками! Сатана сразу предлагает самое, на его взгляд, соблазнительное — власть! Ту самую власть, из-за страстного желания которой он и превратился из сияющего ангела света в мрачного князя тьмы. Сын Божий в ответ на просьбу о власти: «дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей», — предлагает ученикам Своим Крест: «чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься» (Мк.10; 37,39). Апостолы думали, что они «восходят» в Иерусалим затем, чтобы триумфально занять «престол Давида» (Лк. 2, 32), чтобы разделить со своим Учителем славу и власть, а Он напоминает им о страшной реальности «заушений и оплеваний», о том, что «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк.10, 45). Так изменило их жизнь «восхождение в Иерусалим». Так ожидаемое торжество обернулось скорбью Креста. Через пятьсот лет после событий, о которых мы читали сегодня, с другой стороны, с запада, от лазурного берега Средиземного моря «восходила в Иерусалим» некая непотребная грешница, женщина с сожжённой совестью, одержимая безумной, ненасытимой страстью блуда. Она предприняла неблизкий и трудный путь из Александрии вместе с толпой паломников не затем, чтобы поклониться Святому Древу Честного и Животворящего Креста Господня, но для того, чтобы вновь и вновь предаваться своей постыдной страсти. Однако же недаром апостол Павел писал в своём Послании к Римлянам: «...когда умножился грех, стала преизобиловать благодать» (Рим.5.20). И вот, восхождение в Иерусалим привело Марию Египетскую на вершины святости. Дьявол, увлекавший её в бездну греха, в который уже раз был посрамлён. По слову Иоанна Златоуста, он «надеялся схватить прах, а встретил Небо... надеялся схватить то, что видел, а напал на то, чего не видел». Вот почему сегодня, читая в благовествовании апостола Марка о восхождении Спасителя в Иерусалим, мы вспоминаем ту, которая чудом «преизобиловавшей благодати» смогла подняться из бездны похоти на вершину любви.
Великий пост заканчивается, наше «восхождение в Иерусалим» подходит к концу, через неделю наступят трагические дни Страстной седмицы, когда, собственно, и придётся нам вместе с нашим Богом «пить чашу» скорби и «креститься крещением» страдания, — а временами кажется, что мы ещё и первого-то шага не сделали на этом трудном и спасительном пути. Разве глубже, внимательнее, сосредоточеннее стали мы жить? Разве мы сделались строже к себе и сострадательнее к миру? Разве привели дни нашего пощения к умиротворению вражды, гнездящейся в нашем сердце? Разве обиды перестали язвить наши души своим ядовитым жалом? А раз так, то для чего же мы постились? Не стала ли и эта попытка «восхождения» топтанием на месте? Не будем, однако, забывать того, что преподобная Мария Египетская сорок лет подвизалась в безжизненной пустыне, стараясь измениться, не только оставить греховную жизнь, но истребить и самую память о ней. Не забудем и того, что в течение первых семнадцати лет этой нечеловеческой борьбы дьявол искушал её греховными воспоминаниями и помыслами, надеясь, что подвижница оставит свои покаянные труды. Не забудем — и, думая о её жизни, не отчаемся в своих усилиях, не откажемся от попытки когда-нибудь дойти до желанной цели, ясно сознавая, что цель эта — Горний Иерусалим, Царство Небесное, Вечная Жизнь.
|
|
|
|||||||
© Свято-Троицкий Ионинский монастырь
|
![]() |
![]() |