Батюшка, здравствуйте! Растолкуйте, пожалуйста, одно место из Евангелия: «Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: приимите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20:21-23). Не совсем понятно, ведь по нашему православному вероучению Дух Святой исходит от Отца. Спасибо.
Алексей
Отвечает иеродиакон Савва:
Здравствуйте, Алексей. Православное богословие различает то исхождение Духа, которое совершается внутри Святой Троицы и является вневременным событием, от ниспослания Св. Духа в мир. Первое событие независимо от сотворенного мира, происходит (или произошло — невозможно даже подобрать правильную временную форму для глагола) вне времени, вне сотворенного мира. Поэтому это исхождение называется предвечным, как и рождение Сына. Второе событие — ниспослание Св. Духа ученикам — это событие во времени, в рамках тварного мира. Сравните хотя бы два таких события: предвечное рождение Сына в Троице и воплощение Сына в человеческой истории. Подобная разница и между вневременным исхождением Св. Духа от Отца и ниспосланием Св. Духа ученикам в рамках человеческой истории. Такое ниспослание Духа ученикам по православному учению происходит от Отца через Сына.