Часто наблюдаю полемику между диаконом Андреем Кураевым, профессором Осиповым и архимандритом Рафаилом (Карелиным). В этих спорах не обходится без обвинений в искажении православия. Так кто же из них искажает, и искажает ли? Если да, то правомочно ли преподавание, а тем более пастырское служение «исказителей»? Спасибо.
Олег
Отвечает архимандрит Иона:
В истории Церкви не раз бывали столкновения между уважаемыми богословами, архипастырями. Случалось даже, что обоих участников конфликта впоследствии Церковь признавала святыми. Классический пример это столкновение святителя Епифания Кипрского и святителя Иоанна Златоуста. Их обоих Церковь признала святыми. Дело в том, что никто из людей не обладает полным ведением и может заблуждаться относительно некоторых вопросов. В богословии есть понятие теологумена частного мнения богослова, которое не может быть признано учением Церкви. У разных богословов могут быть различные теологумены относительно одних и тех же вопросов. Опять же классический пример: спор святителя Игнатия Брянчанинова и святителя Феофана Затворника о природе Ангелов (кстати, оба святителя признаны святыми). Поэтому не нужно смущаться подобными спорами. А вопрос о правомочности служения того или иного богослова нужно оставить для священноначалия и не брать на себя роль судьи.