Здравствуйте. Если можно, объясните, пожалуйста, вот этот отрывок из Апокалипсиса:
«И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах. И услышал я голос с неба, как шум от множества вод и как звук сильного грома; и услышал голос как бы гуслистов, играющих на гуслях своих. Они поют как бы новую песнь пред престолом и пред четырьмя животными и старцами; и никто не мог научиться сей песни, кроме сих ста сорока четырех тысяч, искупленных от земли. Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Они искуплены из людей, как первенцу Богу и Агнцу, и в устах их нет лукавства; они непорочны пред престолом Божиим». Чем указанные праведники отличаются от тех, кто не девственник, что такого происходит, в духовном смысле с теми, кто есть или был женат? Так много святых и преподобных были женаты, и из этого следует, что они лишены такой участи, как описано в Апокалипсисе?
Валерий
Отвечает иеродиакон Савва:
В образном языке Ветхого Завета служение идолам и языческим богам или вообще отступление от чистоты веры часто сравнивалось с блудом или прелюбодеянием, с потерей телесной чистоты. Вот, например, отрывок из пророка Иеремии, где речь идет о служении евреев языческим богам: «И Я видел, что, когда за все прелюбодейные действия отступницы, дочери Израиля, Я отпустил ее и дал ей разводное письмо, вероломная сестра ее Иудея не убоялась, а пошла и сама блудодействовала. И явным блудодейством она осквернила землю, и прелюбодействовала с камнем и деревом» (Иер. 3, 8-9). С камнем и деревом — т.е. с идолами, которые делались из камня и дерева. Евреи представляли свой союз с Богом образно как брачный союз, не зря даже Песнь Песней попала в Священное Писание. И тогда отступление от правой веры — блуд и прелюбодейство. Этот язык и эти образы были родными для апостола Иоанна, автора Откровения. Поэтому девственники в данном месте на самом деле не те, кто не знал жены, а те, кто соблюл чистоту веры, не принес жертв идолам (вспомните, что Откровение писалось уже в начале гонений на христиан, когда их уже принуждали отрекаться от веры и приносить жертвы языческим богам). Это толкование не умаляет подвига девства, и истинные девственники получат свою награду, но данное место из Откровения говорит о другом.