Мир Вам! С большим уважением отношусь к православным верующим, хотя сам не православный. Всё ли в Библии, точнее в Синодальном переводе, выполненном православными академиями, верно? Если да, то почему на праздник Пасхи выпекаются квасные куличи, ведь Слово говорит, что во время этого праздника в доме не должно быть ничего квасного (Исход 12, 19)?
Борис
Отвечает иеродиакон Савва:
Здравствуйте, Борис. Синодальный перевод, как и любой другой перевод, передает не все нюансы текста. Однако в целом это очень достойный перевод, пользоваться им вполне можно. Да и многие православные богословы изучают и знают языки оригинала Священного Писания: еврейский, арамейский, греческий. К Ветхому Завету Православие относится как к прообразу Нового, как к детоводителю к воплотившемуся Богу — Христу. О Новом Завете пророчествовал пророк Иеремия: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет» (Иер. 31, 31). Если бы ветхозаветная пасха и ветхозаветный закон был достаточен для человека, то зачем нужен был бы новый? Вот мы верим, что Бог воплотился и стал человеком, даровал нам Новый Завет. И живем мы уже не по Ветхому Завету, а по Новому. Поэтому наша Пасха — это уже не совсем тот праздник, который описан в Ветхом Завете. Та Пасха была лишь прообразом, несовершенным еще прообразом новой совершенной Пасхи. Как еврейский народ, принеся в жертву агнца и кровью его пометив жилища, избавился от погубления первенцев, а затем и от рабства фараону, так и мы теперь совершенной жертвой непорочного Агнца — Христа — избавляемся от власти сатаны и от рабства греху и смерти. Поэтому главная наша вкушаемая пасха — это не куличи, но сам агнец, сам Господь в таинстве Причащения в храме. А что вкушать дома, как разговляться после длительного поста — тут у православных есть полная свобода. И куличи — это всего лишь народная традиция.