Вопрос священнику »» Духовная жизнь »» Общие вопросы о духовной жизни Отче, здравствуйте! Последнее время я очень сильно начал сомневаться в своем религиозном чувстве. По каким-то совершенно внутренним причинам сознательный атеизм мне кажется сейчас в моей жизни наиболее разумным, естественным, что ли... До этого я пережил какой-то примерно полугодовой период сомнения во всем этом, с некоторым налетом агностицизма, можно сказать. Чтобы быть нравственным человеком, не обязательно придерживаться религии как мировоззрения. Нравственность возникает там, как мне внутренне ощущается, где есть граница совести, где я могу провести грань: плохо — хорошо, в том числе для меня конкретно. Меня по-прежнему интересуют вопросы духовной жизни, но теперь это становится каким-то умственным собирательством, а не практическим «деланием». Вместе с тем, я отмечаю в себе то, что я перестал быть твердым, утратил силу воли. Мне проще сказать «да», мне проще себе что-то разрешить. Но я и не вижу в этом проблемы. Я не вижу необходимости ограничивать себя в том, что не выходит за мои внутренне ощущаемые границы нормального. Однако, почему же я обращаюсь к вам? Может быть, в силу инерции. А может потому, что во мне появляется какое-то внутренне осознание: моя жизнь идет неправильно, я строю ее на каком-то шатком, ложном основании. Я не могу искусственным путем вернуть себе тот духовный настрой, который ощущал год, два назад. Но при этом во мне сидит желание изменяться к лучшему... Но так соблазнителен вариант чисто светского, нецерковного, атеистического понимания мира... Вопрос мой скорее о том, откуда появляется в человеке на определенном этапе его жизни, внешне вполне благополучном, притом на фоне регулярного участия в богослужении, чтения литературы и т.п. — вот это чувство, что этот путь ошибочен? Почему так легко принять материалистическую парадигму? И о чем говорит вот эта внутренняя потребность в духовном? Понимаю, вы скажете, что это вот такое внутреннее сознание Божества, живущее в каждом человеке; внутреннее ощущение Бога. Но, отче, есть ли иные доводы, особенно в области рассудка, к исправлению вектора этой ситуации именно в сторону церкви? Антон
Отвечает иеродиакон Савва: |
|
|
|||||||
© Свято-Троицкий Ионинский монастырь
|
![]() |
![]() |