Можно ли заниматься проповедью среди своих сверстников и в каких случаях это безопасно? Ведь для людей, далеких от Церкви, но имеющих возможность и желание выслушать и подумать над моими словами, это будет не во вред? Я собираюсь взять благословение на это у нашего настоятеля. Меня волнует, что я могу навредить человеку. Он может испытать негативные чувства вместо благих, мною прививаемых. А еще я хотел спросить, можно ли проповедовать слово Божие в тех случаях, когда меня не спрашивают конкретно, но в разговоре была тема, которую я бы хотел прояснить? Спаси Господи.
Иоанн
Отвечает иеродиакон Савва:
Вот как говорит об этом апостол Иаков: «Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению, ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело» (Иак. 3, 1-2). Проповедь словом, когда жизнь не подкрепляет проповедь, не действенна. Кто не обуздал тела и стремится проповедывать языком спешит и не понимает, в чем суть проповеди. Самая действенная проповедь не словами, а жизнью. Только если человек увидит, воочию увидит (а
не услышит теоретический рассказ), что значит преображенный во Христе человек, только тогда он может начать стремиться к Богу. Лучше оставить словесную проповедь тем, кого Господь действительно призвал к этому: священнослужителям, богословам. Теорию о Православии расскажут всем Кураев, Осипов и др. Вы же явите своей жизнью святость, а не словесные рассказы о святости, и этим Вы спасете людей значительно больше. Как сказал преподобный Серафим Саровский, «Стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся». Работайте над собой, очищайте сердце покаянием, деланием евангельских заповедей, любовью к Богу и ближним, молитвой. И если будет воля Божия стать Вам проповедником и миссионером Господь призовет Вас на этот путь. Пока же рассказывайте о Православии, Боге, духовной жизни только тем, кто Вас прямо об это спрашивает: «[будьте] всегда готовы всякому, ТРЕБУЮЩЕМУ у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Пет. 3, 15).