Здравствуйте! У меня к вам такой вопрос: правильно ли я понимаю то, что в православии есть только два пути: венчатьтся и быть многодетной матерью или быть старой девой? И то и другое мне представляется не в самом лучшем свете. Что же выбрать? Спасибо.
Вероника
Отвечает архимандрит Иона:
Правильным путем для любого христианина является не создание идеальных и романтических представлений о том, как бы нам хотелось жить, а реальное исполнение воли Божией о себе. Каждый из нас индивидуален и неповторим, каждая душа драгоценна по-своему в глазах Создателя, и потому для каждого у Господа приготовлен особый путь спасения, в зависимости от нашего душевного устроения. «Даст тебе Господь по сердцу твоему» сказано в Священном Писании. Для одних это путь брачной жизни, для других путь монашеский. В редких случаях Господь попускает человеку оставаться одному и спасаться таким образом, но смолоду ориентироваться на это неразумно; эти случаи в наши дни скорее единичные исключения среди христиан. В любом случае, в жизни каждого из нас присутствует указание на приготовленный нам путь: если Бог приготовил Вам спасение в браке, то, когда Вы будете готовы, Он непременно пошлет и достойного человека, желающего создать настоящую христианскую семью, и соответствующие чувства к этому человеку. Если же Ваш путь монашеский то в определенный момент Вы не сможете думать ни о чем, кроме монастыря, и поймете с очевидностью, что Господь Вас призывает на эту стезю. Наши юношеские представления о том, как бы мы хотели прожить жизнь, могут иметь мало общего с реальными способностями нашей души, могут носить мечтательный или романтический характер. Потому очень важно для любого христианина доверять Богу как любящему Отцу и вверять Ему свою судьбу, не сомневаясь в Его мудрости и благости. Научиться этому в один миг невозможно, к этому мы идем всю жизнь. В том-то и состоит отличие истинного христианина от человека, живущего по своей воле: с сыновней любовью верить Богу, всем сердцем стремиться к знанию и исполнению Его воли о себе. Печально, что многие из нас теперь находятся в плену стереотипов, навязываемых глянцевыми журналами. Представление о том, что путь самоотверженного материнства безрадостен и уныл досадное заблуждение. В словах Апостола о том, что женщина спасается чадородием, скрыто указание не только на спасительные скорби, но и на такие глубины радости и смысла, о которых женщина незамужняя и подозревать не может. Жизнь в браке и материнство естественное, Господом предусмотренное предназначение женской природы, и полноценно счастлива женщина может быть, только реализовав себя как жена и мать. Это никак не отрицает возможности реализации женщины еще и как личности в профессиональной сфере, в межличностном общении. Но второе не должно приноситься в жертву первому. Это противоестественно, как противоестественна и эксплуатация женского естества для внебрачных плотских удовольствий. Уклоняясь от спасительной жизни в браке, но не желая отказываться от плотского общения с мужским полом, женщина обрекает себя на смертный грех блуда. «Возмездие за грех смерть, а дар Божий жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 6, 23). Есть еще путь вышеестественный, путь монашеский, в котором Господь подает свыше благодатные силы для несения такого тяжелого для человеческой природы подвига. Кроме того, не стоит забывать, что Господь никогда не посылает креста выше наших сил. Если Вы доверитесь Промыслу Божию, у Вас будет столько детей, сколько Вы способны воспитать. И вовсе не обязательно, что их будет пять или десять. С Вашей стороны нужны лишь любовь и доверие Богу и желание выполнять Его святую волю. Помоги Вам Господи.