|
Издательство »» Ионинский листок »» № 6 (335), 2006 »» ДИАЛОГИ СО СТАРОЙ ДВОРЯНКОЙ ДИАЛОГИ СО СТАРОЙ ДВОРЯНКОЙАрхимандрит Рафаил (Карелин) Одна немолодая дама из аристократической семьи пришла к духовнику и сказала: — Отче, я горю желанием учить Иисусовой молитве своих близких. Духовник спросил: — Легко ли дается молитва вам самой? Она ответила: — Легко. И у меня желание, чтобы все творили ее. Тогда духовник заключил: — У вас нет Иисусовой молитвы. Вы делаете лишь первые шаги, и это благодать помогает вам. А затем настанет время трудов и испытаний. Стремление же учить Иисусовой молитве других происходит от незнания себя и от неискорененного желания говорить и говорить, хотя бы под благовидным предлогом. Вы еще не прошли через огонь бесовских искушений, не опустились молитвой в глубину своей души, поэтому вы хотите сыпать налево и направо чужими словами. Помните, если не удержите себя в этом, то сами Иисусовой молитвы не стяжаете. Посетительница задумалась: — Отец, я полагала, что хочу делать это из любви к моим близким и знакомым… Духовник твердо сказал: — Даже не показывайте им, что занимаетесь Иисусовой молитвой. А если придется все же заговорить о ней, то скажите кратко, что когда-то этой молитвой занимались монахи и, наверное, теперь тоже есть люди, которые тайно творят ее,- и больше ничего. Далее он спросил: — Если вам поручат хранить золотую вещь, которую должно вернуть хозяину, то положите ли вы ее у дверей своего дома или спрячете подальше от чужих глаз? Дама ответила: — Конечно, спрячу. А если эта вещь очень дорогая, то не скажу о ней никому ни слова, даже шепотом, чтобы воры не услыхали и не похитили ее у меня. Духовник пояснил: — Золотая вещь, драгоценность — это имя Иисуса Христа; двери — ваши уста; а место, где можно уберечь сокровище,- сердце; воры — страсти, и прежде всего страсть тщеславия; грабители — бесы, которые наводят на тех, кто творит Иисусову молитву, внутренние и внешние искушения. Дама удивилась: — Но даже если я не буду никому говорить об Иисусовой молитве, разве бесы не узнают, что я ее творю? Обычно, оставаясь одна, я произношу ее вслух, а ведь бесы слышат шепот и видят движение губ. Неужели поэтому нельзя молиться вслух? Духовник ответил: — Отцы благословляют читать Иисусову молитву вслух, особенно в начале духовного пути, а затем чередовать устную молитву с внутренней. Но здесь дело в другом: диавол может искушать человека лишь настолько, насколько ему будет попущено от Бога. Через наши страсти усиливается власть диавола над нашей душой; когда мы поддаемся желанию учить других, еще не научившись сами, или, еще хуже, когда мы показываем на себя как на пример молитвенного делания, тогда благодать отходит от нас и Господь, желая избавить нас от гордости, попускает нам скорби и испытания, а иногда даже падения в тяжелые грехи. И напротив, молитва, творимая со смирением втайне, защищает человека. Потому святые отцы и говорили: «Будь с людьми как глухой и немой — так сохранишь молитву от мысленных врагов». Дама поинтересовалась: — Существует много книг об Иисусовой молитве. Должна ли я читать их? Духовник ответил: — Чтение полезно, оно помогает уберечься от ошибок. Но одним изучением книжных руководств стяжать Иисусову молитву нельзя. К некоторому старцу, который находился в ссылке, незадолго до его смерти приехала духовная дочь. Она призналась, что с молитвой у нее ничего не ладится и она дошла до такого сердечного окаменения, что, произнося слова «помилуй мя, грешную», недоумевает, в чем она грешна, и повторяет эти слова машинально. Тогда старец сказал: «Помолимся вместе», и сам стал читать Иисусову молитву. В его словах все сильнее и сильнее звучало покаяние, это был просто какой-то вопль души. Казалось, что он приносит перед Господом покаяние за всю свою жизнь. Духовная дочь слушала его, и в эти минуты глубина Иисусовой молитвы впервые открылась для нее. Затем она опустилась на колени и стала горько плакать. Старец сказал: «Читай Иисусову молитву так». Вскоре он умер, но молитва, как его благословение, потекла в ее сердце. А мы часто читаем молитву так, будто Бога, Который зрит в наше сердце, нет, а есть только слова — как узелки четок. Молитве не только учатся — молитва еще передается, как и другие духовные дары. Древние святые не имели книжных руководств, зато приобрели самое главное — чистоту сердца, и сама благодать была их наставницей. Они говорили с Господом так, словно живой Христос стоял перед ними. Дама задумалась: — Если я буду считать, что Христос стоит передо мной, то буду представлять Его образ. Может быть, следует запомнить какую-то из моих любимых икон и воспроизводить ее в памяти? Духовник возразил: — Если будете представлять Христа, то окажетесь во власти собственного разгоряченного воображения; если станете припоминать икону Спасителя, то не сможете войти в свое сердце, ум будет оставаться вовне. Молиться перед иконой и представлять икону — совершенно разные вещи. Во втором случае вы открываете свой ум для образов и представлений, и он начинает блуждать по созданной им же самим картинной галерее. Дама выразила недоумение: — Как же в таком случае я могу представлять, что Господь близ меня и я беседую с Ним? Духовник пояснил: — Не представляйте, а просто верьте, что Господь внимает каждому движению вашего сердца, что Он близ не в пространственном смысле, как стоящий рядом человек, но близок по Своему вездеприсутствию. Дама спросила: — Что должно быть положено в основание молитвы? Духовник ответил: — Бдение и трезвение, а точнее, две первые заповеди блаженств: о нищете духовной и о плачущих, которые утешатся. Продолжение в последующих номерах
|
|
|
|||||||
© Свято-Троицкий Ионинский монастырь
|