Свято-Троицкий Ионинский монастырь
обитель пещеры издательство фотогалерея вопрос священнику

Издательство

Об издательстве
Ионинский листок
Отрок.ua

Карта сайта


Наша кнопка:

Получить HTML-код

Проекты монастыря:

Тексты служб с переводом и изъяснением. Общество им. Скабаллановича
Сайт зверинецких пещер
Нещеровский Спасо-Преображенский монастырь
Ольшанский
женский монастырь
Покров
Молодость не равнодушна
Отрок.ua - Православный журнал для молодёжи
Журнал «Фамилия»
Певческая школа при Св.Троицком Ионинском монастыре
Молодежные паломнические туры

Трансляция богослужения доступна по ссылке: https://www.youtube.com/@iona_kyiv_ua.


Издательство »» Ионинский листок »» № 40 (369), 2006 »» ПОЧЕМУ БОЛЕЮТ ЛЮДИ?

ПОЧЕМУ БОЛЕЮТ ЛЮДИ?

Сергей Романов

Земное служение Христа

Библия многими верующими называется исцеляющей книгой. В ней Бог именует Сам Себя как Врачом, так и Исцелителем. Если же говорить об общепринятой практике употребления этих слов, то можем отметить, что под врачеванием обычно подразумевают комплекс мер, направленных на излечение тела человека (его физической составляющей), под исцелением — излечение тела и души (физической и духовной составляющей).

Соответственно, средства, задействованные для этого, отличаются. Для избавления тела от болезни пользуются, как правило, естественными средствами: таблетками, микстурами, уколами, травами и т. д. Процесс выздоровления в данном случае протекает не так быстро. Исцеление же, описанное в Библии, происходит, как правило, мгновенно, и в этом процессе всегда задействован Бог. Он сверхъестественным образом вмешивается в ход болезни.

И когда Иисус был в одном городе, пришел человек весь в проказе и, увидев Иисуса, пал ниц, умоляя Его и говоря: Господи! если хочешь, можешь меня очистить. Он простер руку, прикоснулся к нему и сказал: хочу, очистись. И тотчас проказа сошла с него (Лк. 5, 12-13).

Слово «тотчас» как нельзя более точно характеризует чудесный характер любого божественного исцеления.

Эти два вышеупомянутых аспекта тесно связаны между собой. Господь Иисус, неся Свое земное служение, исцелял как тело, так и душу.

Как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с Ним (Деян. 10, 38). Но народ, узнав, пошел за Ним; и Он, приняв их, беседовал с ними о Царствии Божием и требовавших исцеления исцелял (Лк. 9, 11).

И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях (Мф. 4, 23).

Исцелять — значит делать целым. Быть целым — значит иметь здоровый дух в здоровом теле. Здоровым наш дух делает только Бог. Чтобы наш дух стал здоровым, необходимо иметь близкие отношения с Богом. Чтение Слово Божия и молитва делают такие отношения реальными.

Что такое болезнь?

Болезнь — это дисбаланс внутри человека: в его духе, душе и теле, нарушение установленной гармонии. Этот дисбаланс может быть связан с наступлением периода старения (отпущенный Богом срок человеческой жизни — 70-80 лет). По определению Библии, мы — прах, и рано или поздно в прах возвратимся. Процесс старения и связанное с ним изнашивание организма происходит помимо нашей воли. Старение — естественная причина многих наших болезней. Мы обречены рано или поздно сбросить нашу телесную оболочку и уйти на суд к Богу.

Вторая причина наших болезней обусловлена грехами, которые мы совершаем. Так, например, курящий человек подвергает себя опасности заболевания рака легких, а женщины, совершающие аборты — болезням внутренних женских органов. Блуд также ведет к болезни, по выражению Библии: …блудник грешит против собственного тела (1 Кор. 6, 18). Грех против тела одновременно является грехом против Бога, давшего человеку это тело. Этот грех может отражаться на детях до 3-4-го поколения: у грешных родителей зачастую рождаются больные и неполноценные дети. В книге Второзаконие, глава 28, перечисляются болезни, которыми человек, противящийся Богу, может заболеть: это проказа, чесотка, короста, слепота, сумасшествие, лихорадка, моровая язва, «оцепенение сердца» и т. д. Сюда же, по мнению некоторых врачей-исследователей Библии, относятся сложные, неподдающиеся лечению болезни, приводящие к ранней смерти, а также болезни, передающиеся по наследству. Это — так называемые болезни проклятия. Причиной таких заболеваний является сам человек, противящийся Богу.

Третья группа болезней вызвана вторжением в человека нечистых духов. Так, когда Господь Иисус изгнал из юноши духа, вызывающего немоту и глухоту, он стал слышать и говорить. (Мк. 9, 24-25). В другом случае Иисус изгнал из сгорбленной женщины так называемого «духа немощи», вследствие чего женщина выпрямилась.

В одной из синагог учил Он в субботу. Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться. Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога (Лк. 13, 11-13).

Нет смысла говорить, что болезни, вызванные проклятием, навлеченным на себя самим человеком, а также наличием в нем нечистого духа, не могут быть исцелены обычными медикаментозными средствами. Болезни, имеющие духовную причину, лечатся с помощью духовных средств. Ключ к излечению такого рода болезней — искреннее, глубокое пред Богом раскаяние в своих грехах, а также в грехах родителей. Гиппократ говорит: «Устраните причину, пройдет и болезнь». Бог напрямую связывает многие человеческие заболевания с неверием в Него. При этом Он высказывает Свою явную заинтересованность в исцелении таких болезней, называя неизменное условие: искреннее обращение к Нему.

Ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их (Мф. 13, 15).

Безрассудные страдали за беззаконные пути свои и за неправды свои; от всякой пищи отвращалась душа их, и они приближались ко вратам смерти. Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он спас их от бедствий их; послал слово Свое и исцелил их, и избавил их от могил их (Пс. 106, 17-20).

Кроме того, болезнь может быть допущена для того, чтобы на конкретном человеке были явлены дела Божии — согласно Ин. 9, 3. Болезни могут быть и следствием испытания человека, как это произошло с Иовом (см. Книгу Иова).

Мнение Церкви

Взгляд Православной и Католической Церкви на болезнь следующий. Болезни — неизбежны. Болезнь, хотя и доставляет нам страдания, вместе с тем несет нам и благо. Болезнь формирует наш характер, делает нас терпеливыми и смиренными, избавляет от гордыни. Благодаря болезням Бог может вразумлять нас.

Или он (человек — С. Р.) вразумляется болезнью на ложе своем и жестокою болью во всех костях своих (Иов, 33, 19).

Человек устроен мудро. Боль сигнализирует нам о неблагополучии в том или ином органе, вследствие чего мы можем предпринять соответствующие предупредительные меры. Бог не допускает нам терпеть боли сверх меры, но дает и облегчение. Бог говорит о том, что кого Он любит, того наказывает.

Большинство евангельских церквей согласны с такой трактовкой Библии. Но некоторые течения протестантизма (так называемые неопятидесятнические и харизматические церкви) считают, что болезнь — это безусловное зло, она — от дьявола, достаточно дьяволу противостать, и болезнь уйдет. При этом цитируются общеизвестные слова о том, что Господь Иисус взял на Себя наши болезни, и ранами Его мы исцелились (Ис. 53, 4-5). Приводятся и другие места Писания, подтверждающие эту точку зрения. К сожалению, очень часто подобные стихи Библии берутся в отрыве от контекста. Доктрина о неизменном праве на исцеление содержится в вероучении многих протестантских церквей. Болезнь в таких доктринах объявлена вне закона. Если же члены подобных общин не получают исцеления, про них говорят, что у них слабая вера либо в их жизни присутствует грех, препятствующий исцелению. Это неизбежно вызывает в неисцеленных прихожанах комплекс вины, лишает их радости пребывания в Боге.

Мы не всегда исцеляемся

Действительно, анализируя Священное Писание, мы можем видеть, что Бог есть Бог-исцелитель. Однако мы до конца не можем понять Его логики. Одних Он исцеляет, других — нет, равно как одни умирают молодыми, другие — старыми. В болезни скрыта некая тайна. Как говорит Слово Божье:

Сокрытое принадлежит Господу Богу нашему (Втор. 29, 29).

Исцелять или не исцелять — есть суверенное право Бога. Конечно, фактор веры мы не можем отрицать, но ведь и веру человеку дает Бог, производящий в нас желание и хотение по Своей воле. И при этом Бог неизменно контролирует ситуацию, преследуя зачастую только Ему известные и далеко идущие цели.

Ибо Он причиняет раны и Сам обвязывает их; Он поражает, и Его же руки врачуют (Иов, 5, 18).

Вместе с тем мы должны признать тот факт, что духовное исцеление человека в глазах Бога всегда имело и имеет преимущественное значение над исцелением физическим. Так, Господь Иисус совершенно ясно говорит:

И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную (Мф. 18, 9).

Данным высказыванием Иисус Христос допускает саму такую возможность — войти верующему человеку с физическими дефектами в Царство Божье. И это Он считает для человека большим благом, чем здоровым уйти в ад. Также мы можем с большой долей уверенности сказать, что не все больные во времена служения Христа были исцелены. В Деяниях святых Апостолов мы читаем о больном, которого сажали каждый день у ворот храма — тех самых ворот, через которые так часто проходил Иисус. И Он не исцелил этого больного! Больной исцелился позднее благодаря проходящим мимо Апостолам Петру и Иоанну (Деян. 3, 8-10).

Следует признать, таким образом, что страдания, вызываемые болезнью, приближают нас к Богу, и Бог по этой причине допускает их в нашей жизни.

Это, однако, не уменьшает роль сверхъестественных исцелений, которые во множестве происходят по всему миру. Мы видим сотни тысяч чудесных исцелений, которые Бог совершает как в церкви, так и вне ее стен: в больницах, в хосписах, в тюрьмах и т. д. и т. п. Это можно объяснить исключительно любовью и милостью Бога к нам.

Врачи — Божьи слуги

Исследуя Библию, мы можем видеть, что болезни неизбежны. Болезни — общее всем нам наказание, провозглашенное Богом еще в Эдемском саду. Болеют все. Сам Иисус Христос назван в Священном Писании мужем, изведавшим болезни. Мы — Его дети, мы идем по Его стопам. Тело — ветхий носитель бессмертной души — подвержено испытаниям. Болел Апостол Павел. Возможно, его болезнь носила духовный характер, как считают некоторые, однако мы читаем, что это жало было в плоти. Именно плоть и подвержена болезням. Болел ученик Павла Тимофей. Павел пишет ему:

Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов (1 Тим. 5, 23).

Апостол Павел, творивший великие чудеса, исцеливший силой Божьей множество людей, предлагает Тимофею воспользоваться обычными, естественными в ту пору методами лечения его желудочной болезни.

Профессия врача — почетная в глазах Бога. Господь Иисус принимал по отношению к Себе подобное обращение: «врач».

Он сказал им: конечно, вы скажете Мне присловие: врач! исцели Самого Себя (Лк. 4, 23).

Евангелист Лука не стесняется назвать себя Лука-врач.

Врач — Божий слуга. Он служит больному. Не случайно врачи, вступая в свою должность, дают клятву Гиппократа, которая во многих своих положениях содержит библейские принципы. Врачи думают о больном, сострадают ему, проявляя чудеса милосердия. Многие из них жертвуют собой ради спасения людей от эпидемий, разрабатывают вакцины, подвергают себя смертельной опасности при работе с вирусами, отдают больному свою кровь и т. д. В годы Отечественной войны санинструкторы выносили раненых с поля боя, жертвуя своей жизнью ради их спасения. Таким образом, служа больному, врачи (независимо от того, верующие они или нет) служат Богу, ибо:

Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин.15, 13).

Бог не отменяет медицину. Во времена Ветхого Завета существовали врачи. Бог, как заботливый врач, предлагал царю Езекии приложить к нарыву пласт из смокв для исцеления. В Новом Завете мы читаем о женщине, имевшей сложную болезнь и потерпевшей от многих врачей, из чего видим, насколько было развито тогда врачебное дело.

На первый взгляд, это обычная человеческая профессия. Но вместе с тем — это профессия, особо отмеченная Богом. Не случайно многие служители Церкви совмещали и совмещают свою духовную профессию (исцеление душ человеческих) с профессией врача (исцеление тела). Например, небезызвестный архиепископ Лука Войно-Ясенецкий, светило советской медицинской науки, читал лекции студентам, облачившись в священническую рясу. Много делает для спасения погибающих наркоманов нынешний служитель РПЦ, доктор медицинских наук иеромонах Анатолий Берестов.

Врачу, обратившемуся к Богу, не стоит менять профессию. В подтверждение этого мы имеем ясное Слово Божье, обращенное к верующим врачам:

В каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся пред Богом (1 Кор. 7, 24).

Врач, уверовавший в Бога и ставший христианином, должен оставаться врачом.

Подводя черту

Господь Иисус Христос сказал однажды:

Не здоровые имеют нужду во враче, но больны (Лк. 5, 31).

Под врачом Он подразумевал Себя. Больной нуждается во враче — человеке. Но он также нуждается и во Враче-Боге, и в Боге — более всего. В этом смысле даже самый здоровый человек, не исповедующий веру в Иисуса Христа, в духовном смысле является больным.

В заключение следует отметить, что каждый человек обязан относиться почтительно к своему телу, так как оно является вместилищем вечной души:

Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? (1 Кор. 6, 19).

Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм — вы (1 Кор. 3, 17).

При этом мы не должны бояться болезней. И призваны мужественно встречать любое испытание в нашей жизни. Мы должны также помнить о том, что Бог может сверхъестественным образом исцелить любое наше заболевание. При этом мы не должны отвергать помощь врачей. Но даже если медикаментозное лечение не приносит успеха и человек приближается к своей последней черте, не нужно впадать в отчаяние. Напротив — верующий человек встречает смерть, как избавление. Ведь, расставшись со своим телом, он встретится на небесах с Самим Богом. И этот Бог, называемый христианами Небесный Отец, даст ему новое тело. Это тело будет иметь новые сверхъестественные способности, оно будет подобно телу, в котором воскрес Христос. Оно не будет знать уже ни болезней, ни смерти. Оно будет вечным. Такая перспектива, безусловно, нас не может не радовать.

 

новости

28.03.24 По середах, 3, 10, і 24 квітня в нашому монастирі

18.03.24 Таїнство Соборування мирян в Іонинському монастирі буде звершуватися:

16.03.24 Изменился адрес ютуб-трансляции богослужений Ионинского монастыря. Новый адрес: https://www.youtube.com/@iona_kyiv_ua.

все новости »»

Миссионерская и просветительская деятельность монастыря, а также его реставрация нуждается в вашей поддержке. Желающим помочь просьба перечислять средства на карточку Приватбанка 4149 4393 1844 2625.



Расписание богослужений

Сегодня: 29.03.24. Пятница. Мчч. Савина и Папы.
7.40 Утреня, 1 и 3 Часы, Изобразительные и Вечерня с Литургией Преждеосвященных Даров.
16.00 Великое Повечерие и Парастас - Заупокойная Утреня.

Завтра: 30.03.24. Суббота. Прп. Алексия, человека Божия. Поминовение усопших.
7.40 Литургия Иоанна Златоустого и Панихида.
16.00 Всенощное бдение.

на всю седмицу »»


Рекомендуем посетить:

Официальный веб-сайт
Фотолiтопис
donor.org.ua

еще ссылки »»

обитель пещеры издательство фотогалерея вопрос священнику

© Свято-Троицкий Ионинский монастырь
e-mail редакции: site@iona.kiev.ua

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру