|
Издательство »» Ионинский листок »» № 12 (394), 2007 »» СОЮЗОМ ЛЮБВИ ИЛИ ДУХОМ МАГИЗМА? СОЮЗОМ ЛЮБВИ ИЛИ ДУХОМ МАГИЗМА?Агафья Логофетова Почему мы поклоняемся святым? Вопрос этот не схоластический — речь не идет о сравнительном богословском изучении протестантизма и Православия. Что в первую очередь делает человек, зашедший в храм? Правильно: покупает свечки и идет к иконам святых. Он уже знает, что при трудностях в учебе у детей нужно помолиться преподобному Сергию Радонежскому, перед экзаменом — Николаю Угоднику и т.д… И новоначального человека начинает точить сомнение: а нет ли в этом поклонении и ожидании чудес некоего, совсем не христианского, магизма? Действительно, в Священном Писании (ни в Новом, ни тем более в Ветхом Завете) ничего не говорится о необходимости прославления святых или молитвенного обращения к ним. Однако из Деяний святых апостолов мы знаем о первом христианском мученике — архидиаконе Стефане, побитом камнями по обвинению в хуле на храм и закон (Деян. 6, 11-14; 7, 57-60). Текст Деяний, автором которого является евангелист Лука, свидетельствует о том, что еще тогда, в Апостольский век, христиане почитали Стефана мучеником и святым. Такое понимание с несомненностью вытекает из характеристики служения Стефана в гл. 6, 8-10 (см. замечательный научный труд еп. Кассиана (Безобразова) «Христос и первое христианское поколение»: III. «Второй период истории Апостольского века»). Кроме того, учение веры, нравственное и каноническое учение, священные обряды сохраняются и передаются в Церкви не только буквой Св. Писания, но и устным словом и примером Священного Предания, которое доносит до нас почитание святых мучеников как древнюю традицию, возникшую при жизни непосредственных учеников Господа Иисуса Христа. На чем основывается наша вера в силу молитв святых за нас перед Богом? На вере в действенность молитв одних членов Церкви за других. Поскольку все мы — и ныне живущие и все прежние поколения христиан — клеточки единого Тела Христова — Церкви. И как части этого единого организма мы взаимозависимы и можем помогать друг другу. Наша вера в святых основывается на православном понимании спасения. Не как акта сугубо индивидуального, строго вертикального, творимого один на один с Богом, но — соборного, как бы горизонтально-вертикального. Потому мы и можем сказать, что святые «содержат и охватывают все творения в своей любви, в своем предстательстве, в своей молитве, в своем реальном, неотступном присутствии» (митр. Антоний (Блум)). И разве не естественно нам просить помощи у тех членов церковной семьи, кто вырос в полную меру того, что задумал о них Господь, в полную меру человеческого роста и призвания? Тех, кто научился жить по Христу, жить по Евангелию? Источник: www.st-tatiana.ru.
|
|
|
|||||||
© Свято-Троицкий Ионинский монастырь
|