Свято-Троицкий Ионинский монастырь
обитель пещеры издательство фотогалерея вопрос священнику

Издательство

Об издательстве
Ионинский листок
Отрок.ua

Карта сайта


Наша кнопка:

Получить HTML-код

Проекты монастыря:

Аудиотрансляция монастырских служб
Тексты служб с переводом и изъяснением. Общество им. Скабаллановича
Сайт зверинецких пещер
Нещеровский Спасо-Преображенский монастырь
Ольшанский
женский монастырь
Покров
Молодость не равнодушна
Отрок.ua - Православный журнал для молодёжи
Журнал «Фамилия»
Певческая школа при Св.Троицком Ионинском монастыре

 

Издательство »» Ионинский листок »» № 7 (493), 2009 »» Православие в нашей жизни

Православие в нашей жизни

Архимандрит Лука (Пинаев)

 

Каждый человек рано или поздно задумывается о пути своей жизни, о том, для чего он живет, задумывается над религиозными вопросами. Так уж устроен человек, что в нем есть что то вечное, неземное, заставляющее его по особому осмысливать самого себя.

И здесь человек стоит порой перед сложным выбором, который может зависеть от исторических причин, эпохи, государства, в котором живет человек. Этот выбор может зависеть от воспитания, окружения, образования, интеллектуального уровня, возраста и других составляющих нашей жизни.

Но остается бесспорным тот факт, что нет человека, перед которым не стояли бы вечные вопросы: жизни и смерти, добра и зла, вечности, страданий и многие другие. Это так называемые «проклятые вопросы», которые волнуют каждого мыслящего человека.

Мы с вами живем в особое, удивительное время, которое обусловлено как положительными, так и отрицательными моментами. Положительными, потому что сейчас можно выбирать,— выбирать идеалы своей жизни, мотивы, цели, средства,— всего не перечесть.

Печальным, негативным моментом нынешнего времени является тоталитарное атеистическое прошлое нашего государства, когда ущемлялись права человека, господствовала одна идеология. В этих условиях человек был лишен независимого мировоззренческого выбора, права открыто исповедовать ту или иную религию. Замалчивалась наша история, роль Православия в жизни русских людей. Мы стали поистине Иванами, не помнящими родства. Есть и еще один отрицательный аспект нынешнего времени: мы живем в условиях глобальных мировых экономических, политических, социальных и духовных кризисов. Существуют серьезные проблемы не только внутри нашего государства, но и в системе западных высокоразвитых стран.

Но при всем этом удивительно, что на первое место в решении современных задач человечества все чаще и чаще выходит так называемый человеческий фактор. Взять любую проблему — войны, коррупции, преступности, наркомании, семьи — везде решение вопроса в первую очередь упирается в человека, в воспитание в нем моральных и нравственных качеств.

К большему сожалению, сейчас мы повсеместно наблюдаем распад личности, духовную деградацию общества, как на Западе, так и в России. Правда, на Западе это подчас нивелируется высоким благосостоянием общества, но это «колосс на глиняных ногах». Где расшатаны нравственные устои общества, там не может быть длительного могущества и процветания. В России эти негативные моменты усугубляются пропагандой насилия, разврата, роскошной жизни, легкого отношения к человеческим трагедиям.

Наш народ, некогда благочестивый и верный Господу, народ-богоносец, утратил нравственные ориентиры. Леность и греховная гордыня, увлечение безнравственными зрелищами и культом насилия, аморальный климат в политике поработили многих. Подвергается разрушению семья — основа многовекового уклада народной жизни, основа его благоденствия, через которую передавались от поколения к поколению дух благочестия и нравственные ценности.

Надо помнить, что личность, семья, духовность, нравственность — это не пустые слова, это основа, духовный фундамент всякой цивилизации и всякого общества. История государств и далекой древности, и современности подтверждает эту мысль. Многие культуры прошлого пришли к своему упадку именно в результате вырождения духовной основы личности.

Еще Ф. М. Достоевский говорил, что народы движутся иной силой, нежели наука и промышленность; народы живы до тех пор, пока ими владеет великая идея, часто и не сознаваемая до конца. Это стремление к высшей правде, к высшему смыслу жизни. Когда народ теряет эту идею, он превращается в «этнографический материал».

На христианские идеалы всегда ориентировалось европейское общество. Европейская культура выросла из христианства. Именно христианство повлияло на создание современной европейской цивилизации. Живопись, архитектура, литература, музыка, философия, созданные на христианских началах, до сих пор поражают наше воображение. Христианское осмысление мира создало предпосылки для развития научного знания. Ньютон, Паскаль, Декарт, Лейбниц были людьми глубокой веры.

В свое время коммунистическая пропаганда говорила о необходимости формирования нового человека. Этот термин «новый человек» взят из Евангелия и воплощает в себе идеал обновленного, духовного, нравственного человека. На фоне этих понятий техногенная цивилизация навязывает нам другой тип человека, в ее понятиях — «сверхчеловека», наделенного огромными данными для завоевания материального мира, человека интеллектуального, но грубого, жестокого, безжалостного, плотского. Достаточно посмотреть ту видеопродукцию, которая нам поставляется с Запада, чтобы полностью в этом убедиться! В евангельской интерпретации это, однако, ненормальный, «ветхий», распадающийся, деградирующий в духовном плане человек. Это путь духовной гибели человека. И поэтому в свое время апостол Павел призывал «отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума... и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины».

Для возрождения человеческой личности Святая Церковь ставит нам в пример идеал Христа. Христос — это воплощение абсолютной истины, абсолютного добра, абсолютной люб?ви, абсолютной правды. Христос — это Вечная жизнь. Он Сам так о Себе говорил: «Я есмь путь и истина и жизнь».

Церковь хранит этот идеал Христа, идеал святости и чистоты, и призывает следовать этому идеалу каждого человека. Ибо только в единстве со Христом как духовным идеалом возможно возрождение личности. «Итак, кто во Христе, тот новая тварь»,— говорит Евангелие.

Сегодня многие воспринимают Христа как духовный идеал своей жизни, но не принимают Церкви как богочеловеческого организма. Нужно помнить, что Христос и Церковь — это неразрывное единство. Самое дорогое для Христа — это Его Церковь, которую Он стяжал Своей кровью. Церковь — это тот духовно-благодатный организм, в котором человек приобщается ко Христу и в котором он получает духовные силы для своего возрождения и обновления. Вне Церкви невозможно духовное оздоровление человека и спасение от разъедающего личность зла. Поэтому священномученик Киприан, епископ Карфагенский, святой III века, говорил: «Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец».

Святая Православная Церковь хранит в своих недрах этот неповрежденный идеал Христа и Его заветы. Жизнь в Церкви Христовой — это жизнь в благодатной стихии Духа. Именно здесь происходит воссоздание того духовно-нравственного идеала, в котором так нуждается наше общество. И последние годы свидетельствуют о том, что многие русские люди начинают понимать это. Несмотря на то что более семидесяти лет разрушались духовные основы нашего общества, этот идеал жив в сердцах людей и многие всё более проявляют интерес и стремление к нему, хотя подчас и не способны воспринять его в рамках непосредственного религиозного опыта. Однако они чувствуют, что Православие — это неотъемлемый элемент русской национальной культуры, что в нем — духовная и нравственная сила, на протяжении веков скреплявшая народ и объединявшая отечество. Порой эти люди стоят на пороге Церкви, но не имеют решимости войти внутрь. Среди них есть люди науки, политики, бизнесмены, писатели, творческая интеллигенция.

Какие же средства нужны для того, чтобы возродить православный духовно-нравственный идеал, сделать его зримым, привлекательным и понятным для наших людей? Это «во церковление». Многие пугаются этого слова, особенно те, кто воспитан на принципах уважения прав и религиозной свободы человека. Они думают, что речь идет о клерикализации общества. Однако воцерковление — это не возрастание политической роли Церкви, не стремление сделать приоритетными интересы церковных структур. Воцерковление — это преодоление разрыва между опытом повседневной жизни и религиозным опытом, который мы обретаем как члены богочеловеческого организма, Церкви Христовой.

Через воцерковление духовно-нравственный идеал Православной Церкви из предмета интереса и осторожного любопытства становится целью, осуществляемой в личной, семейной и общественной жизни. Через воцерковление человек входит в молитвенный и литургический опыт Церкви и в этом опыте черпает благодатные силы для построения личной жизни и общественного служения.

Наше общество в условиях опасного усугубления нравственного кризиса ради самосохранения должно быть заинтересовано в оживлении того духовно-нравственного идеала, который в течение веков определял поведение и поступки миллионов русских людей.

Воцерковление нашего народа способно воскресить Россию и дать ей силы вновь стать Святой Русью, способной противостоять силам зла и разрушения.

Сейчас многие вкладывают разный смысл в понятие духовности и подчас думают, что все, кто произносят слова «вера» и «Бог», несут людям истину и духовное возрождение. Это не так. Опыт жизни показывает нам это. Нашествие сомнительных проповедников с Запада, обилие тоталитарных сект, которые часто духовное здоровье наших граждан используют в коммерческих целях, говорит нам о большой осторожности в этом вопросе. Религия — это очень опасная реальность. Можно оказаться инвалидом, калекой не только в физическом смысле, но и в духовном. Попав под влияние ложной духовности, можно потерять психическое и моральное здоровье. Сегодня каждый человек вправе выбирать: с кем ему быть и кому доверять. Поэтому каждый, кто находится на духовном перепутье, должен, отложив со?мнения, задуматься о своем выборе.

Но осуществляя свой выбор, надо помнить, что он невозможен на уровне интеллектуальных спекуляций. Религия — это всегда практический путь, и проверяться он должен в практическом действии. И мне бы хотелось, чтобы каждый, кто еще не выбрал свою духовную стезю жизни, начал эту проверку с православного пути жизни. Православие имеет моральное право быть первым в числе избираемых. Об этом свидетельствует весь исторический путь Православия, его влияния на общество, на историю России, на выработку особого типа русской святости.

Сегодня Церковь призывает каждого из нас хранить сокровища своей веры, изучать исторический опыт прошлого, возрождать наше национальное самосознание, чтобы жизнь наша строилась по заповедям и идеалам христианства.

 

 

новости

15.07.19 В день памяти Царственных страстотерпцев будет совершена ночная литургия. Начало в 00.00 в ночь с 16 на 17 июля.

14.07.19 Фоторепортаж Сергея Рыжкова с праздника Троицы.

14.06.19 Дорогие братья и сестры!

все новости »»

Миссионерская и просветительская деятельность монастыря, а также его реставрация нуждается в вашей поддержке. Желающим помочь просьба перечислять средства на карточку Приватбанка 5457082237090555.



Расписание богослужений

Сегодня: 16.09.19. Понедельник. Сщмч. Анфима, еп. Никомидийского.
7.00 Утреня и Литургия.
16.00 Вечерня и Утреня.

Завтра: 17.09.19. Вторник. Сщмч. Вавилы, еп. Великой Антиохии. Пророка Боговидца Моисея.
7.40 Литургия.
16.00 Вечерня и Утреня.

на всю седмицу »»


Рекомендуем посетить:

Официальный веб-сайт
Фотолiтопис
Фестиваль «Братья»
donor.org.ua

еще ссылки »»

обитель пещеры издательство фотогалерея вопрос священнику

© Свято-Троицкий Ионинский монастырь
e-mail редакции: site@iona.kiev.ua

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру