|
Издательство »» Ионинский листок »» № 10 (496), 2009 »» Пойди и посмотри Пойди и посмотриПротоиерей Сергий Ганьковский «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — говорит нам пословица. Вера от слышания (Рим. 10, 17), — утверждает апостол Павел. Не лжёт пословица, прав и апостол. Сам Господь наш Иисус Христос, когда хочет указать на помрачение ума человеческого, замечает: «Имея очи, не видите? имея уши, не слышите?» (Мк. 8, 18). Тем самым Он даёт нам понять, что прежде рассуждений и умозаключений необходимо просто и смиренно вглядеться и вслушаться в Божий мир, в удивительный Образ Создателя, который в этом тварном мире отразился. Потому что если у нас достанет ума и благодарности аплодировать таланту и мастерству человека, то «кольми ж паче» стоит восхищаться поразительным совершенством тварного мира, свидетельствующим о неизреченном совершенстве Творца! Ибо, что можно знать о Боге... Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы (Рим. 1.19,20). Бога, Которого не видел никто никогда (Ин. 1, 18), каждый может увидеть, взирая на дивное совершенство мира: на небо и звёзды, на реки и деревья, на радость любви и на чудо прощения. Лик Божий отображается и в зримых нами лицах святых Божиих человеков, но также и в лице обычного грешного человека, когда тот молится и прощает, когда отказывается от своих законных прав из жалости к ближнему или просто наблюдает за младенческой вознёй. Пойди и посмотри (Ин. 1, 46), — говорит апостол Филипп Нафанаилу. Пойди и посмотри — и ты увидишь за частностями быта, за повседневными скорбями, за морщинами и немощью плоти не что иное, как блистающий Лик Христов! Этот Лик сияет нам не только с полотна Туринской плащаницы, чудесно сохранившейся для грядущих поколений, не только с икон, написанных великими мастерами-боговидцами, — по утверждению апостола Павла, образ Божий, «вечная сила Его и Божество», явлены нам в каждой былинке, в каждом изумительном кристаллике снега и, само собой разумеется, в каждом человеке, сотворённом по образу и подобию Божию. Люди, от Церкви далёкие, созерцая прекрасный мир, их окружающий, впадают в горестную ошибку, в тягостное заблуждение. Все они совершают вольную или невольную подмену: упрекая нас, православных, за то, что мы якобы молимся деревянным раскрашенным доскам, они между тем сами поклоняются твари вместо Творца, обожествляя всякую былинку и бабочку или сам принцип порядка и гармонии, который важно и загадочно называют Космосом. Всё это оттого, что наши пристрастные судьи не хотят видеть разницы между Богом и образом Божиим, и оттого ещё, конечно, что в их скорбные головы не вмещается великая истина Боговоплощения. Бог и образ Божий — не одно и то же, как не одно и то же я сам и моё отражение в зеркале. Если в человеке подлинно нет лукавства, как не было его в Нафанаиле, он рано или поздно обязательно увидит истину о Творце, отражённую во всём творении, как простодушный израильтянин увидел в страннике из Назарета Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки (Ин. 1, 45). Но если для того, чтобы, увидев творение, признать, что у него есть Творец, достаточно быть простодушным и честным человеком, то уверовать в воплощённого Бога много труднее. Для этого необходимо смирение гордого ума, покорная готовность согласиться с непостижимым — принять это непостижимое и таким образом открыться ему. Между тем только потому, что Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины (Ин. 1. 14), только потому, что Бог уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной (Флп. 2, 7-8), — а все эти удивительные вещи безусловно следует понимать буквально, — иначе говоря, только потому, что Бог стал человеком, каждый человек может спастись, может жить вечно, может не бояться смерти вовеки! При всей важности проблемы, которую Церковь решила, победив иконоборческую ересь, торжествует она не столько потому, что её враги оказались посрамлены, а иконы вновь водворились в православных храмах. Настоящее торжество Православия совершается ежедневно и ежечасно: народ Божий, святая православная Церковь, самим фактом своего бытия, своей верой, своим Преданием, своими иконами свидетельствует истину Воплощения Божия. Церковь торжествует, созерцая совершенство Творца, отразившегося в твари. Для атеиста небо пусто. Для язычника Бог высок и далёк, и к Нему нельзя прикоснуться с доверчивостью и надеждой. Для нас, православных христиан, по неложному обетованию нашего Спасителя, небо отверсто и Ангелы Божии восходят и нисходят к Сыну Человеческому (Ин. 1, 51).
|
|
|
|||||||
© Свято-Троицкий Ионинский монастырь
|