|
Издательство »» Ионинский листок »» № 28 (303), 2005 »» ПУТЬ ЖЕНЩИНЫ КО СПАСЕНИЮ ПУТЬ ЖЕНЩИНЫ КО СПАСЕНИЮМонахиня Мария Монахиня Мария Вряд ли стоит повторять, что мы живем в смутные времена и, более того, во времена распада тех установлений и отношений, которые Бог дал нам для поддержания земной жизни и подготовки к жизни будущей. Разрушение происходит повсюду: в окружающей среде, в обществе, в семье, и даже во внешнем устройстве Церкви Христовой. Человек вторгается в самые основы Божественного творения: расщепление атома, генная инженерия, теория современной химии, отрицающая целостность химических элементов, психоанализ примеры этого вторжения. Отрицается богоустановленная иерархическая природа семьи, основы общества. Наконец, ереси подвергают сомнению самые основы Божественного откровения. Почему все это происходит? Конечно, здесь действие врагов Бога и человека, падших ангелов. Но главная причина отход от христианского мировоззрения, основанного на Божественном Откровении о творении, грехопадении Адама и Евы, наказании их Богом, искуплении человечества Иисусом Христом и данных Им заповедях. Мы знаем, что история творения началась задолго до создания человека. В начале Бог сотворил ангельский мир, и творение было полным и гармоничным. Его символом был круг. Но когда высочайший и славнейший из ангелов, Люцифер, «светоносный», взбунтовался против Бога, иерархическая гармония творения разрушилась. Люцифер спал с небес, и с ним треть ангелов. В круге бытия появился разрыв. Чтобы его заполнить, Бог сотворил материальный мир и его властелина и первосвященника человека. Он сотворил человека двойственным, имеющим и тело и душу, как звено между миром духовным и миром вещественным, через которое Он изливал в вещественный мир Свою благодать. И Бог хотел, чтобы это новое создание возрастало в совершенстве, пока не превзойдет славу падших ангелов и засияет бриллиантом в венце творения. Бог сотворил мужчину и женщину. Адам был создан из земли, Ева от его плоти и крови. Как учит св. Амвросий, это было так для того, чтобы они имели общий источник и одинаковую природу. Преп. Серафим Саровский говорил, что «Еве Господь дал ту же мудрость, силу, неограниченную власть и все прочие благие и святые качества», что Он дал Адаму. Адаму и Еве подчинялся весь материальный мир. Здесь нужно упомянуть о том, что некоторые находят «неудобопревозносимым». Св. отцы ясно учат, что в раю Адам и Ева не имели брачных отношений. Как говорит Иоанн Дамаскин, Бог сотворил мужчину и женщину, предвидя грехопадение, так, чтобы человечество могло возрастать и после него. Также и в следующей жизни, как говорит Сам Господь Иисус Христос, «ни женятся, ни выходят замуж». Отсюда следует, что брак и деторождение, какими мы их знаем, тесно связаны с грехопадением, точнее, с тем наказанием, которое Бог наложил на Адама и Еву, изгнав из из Рая. Еве, согрешившей первой, Господь первой и назначает наказание: «Умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рожать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою». Это наказание подчинение мужу и телесные страдания Господь, Который наказывает не из мести, но для исправления, дает Еве для уврачевания ее страстей: гордыни и жажды наслаждений. В то же время, послушание Евы не послушание рабыни господину, но послушание жены мужу, основанное на взаимном уважении и любви. Ее телесные страдания связаны с рождением новой жизни, то есть с участием в творении. Этим Господь призывает женщину к высшей добродетели: жертвенной любви. Женщина, терпя страдания и рискуя жизнью ради рождения детей, как бы прообразует Христа Бога, пострадавшего и умершего на кресте ради спасения всей твари. Покорность и смирение также есть образ Христа, Который, будучи равен Отцу, был покорен Ему даже и до крестной смерти. Так, неожиданным образом, исполняется гордое желание Евы уподобиться Богу. Через смирение и страдания открывается путь к воскресению и славе. Адаму же Бог говорит: «За то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терние и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; и в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты и в прах возвратишься». Пока порядок мироздания не был нарушен, пока через Адама и Еву на весь материальный мир изливались Божии благословение и благодать, труд Адама был радостью. Земля была благословенна за человека, и каждое его усилие приносило дивный плод. Но с грехопадением Адама пал весь материальный мир и за него был проклят. Прежде управляемый законом божественной любви, теперь он подпал другим законам, тем, что мы называем «законами природы», из которых главный закон энтропии, закон тления и смерти: «и в прах возвратишься». Адам, проявив беспечность в момент искушения, теперь должен постоянно трудиться, чтобы противостоять тлению, чтобы род человеческий не прекратился. Человек из царя природы превратился в ее тирана и раба одновременно, обреченный на постоянную борьбу за выживание. Смысл этого наказания в том, что оно научает не только физическим, но и духовным труду и борьбе, научает побеждать искушения и приобретать добродетели. Адам своим потом и скорбями сораспинается Христу это его путь ко спасению. При таком понимании истории и назначения человека на Земле, мы видим, что современные проблемы человечества в большинстве своем результат уклонения его от своего назначения, или же выполнения его ложным путем ради ложных целей. Многие из наших современных общественных болезней происходят от забвения цели и смысла брака, оттого, что женщина отказывается от своего назначения быть духовной опорой семьи. Любящая, заботливая жена первая защитница устоев общества, на ней лежит прямая ответственность за воспитание нового поколения физически, умственно и духовно здоровым. Неудивительно, что женщина в наше время подвергается особенно сильному нападению врагов рода человеческого, сил разрушения. Сколько женщин покидает сегодня свое священное место у домашнего очага как добровольно, так и, что случается все чаще, по необходимости. Отрицание христианского идеала женственности прямо связано с отрицанием самого христианства, ведь те добродетели, к которым призвана жена и мать, являются самой его сутью: самоотверженная любовь, смирение, долготерпение. Богобоязненные, любящие женщины всегда были образцом христианских добродетелей и духовности для всего общества. (Действительно, прежде всего благодаря женщинам христианство сохранялось и передавалось сквозь века). Чистота девства и чадородие жены, два идеала святости, дивно совмещающиеся в Богородице Новой Еве, издавна сияют человечеству. И сегодня женщины обменивают это доставшееся им наследство на похлебки карьеры или «равных экономических возможностей». Горе миру, когда женщины становятся такими же мирскими, как мужчины! «Обмирщение» женщины в сегодняшнем мире происходит по многим причинам. Философские причины отрицание большинством современного общества христианских идеалов добродетели и неотмирности, не говоря о смирении. Другие, социологические причины: типичная современная семья невелика, изолирована от соседей, ведет потребительский образ жизни; вряд ли умная, энергичная женщина может всецело посвятить себя такой семье. Мы отдали многие функции семьи, матери, такие, как обучение маленьких детей, уход за больными и стариками, приготовление пищи, шитье одежды и тому подобное, государству, бизнесу, и другим общественным организациям. Соответственно, уменьшился вес семьи в обществе и роль женщины в семье. Не мое дело давать рецепты разрешения этой проблемы, но хотелось бы упомянуть о трех основных принципах, которые помогают сохранить и укрепить дом и семью, сделать их сосудами добродетели и неотмирности. Во-первых, дом должен не только потреблять, но и производить. Во-вторых, дом не должен замыкаться в себе. Самое лучшее, если вся семья занимается активной благотворительностью. И разве есть лучший способ научить детей следовать Христу? В-третьих, самое важное, нельзя быть неотмирным без связи с иным миром, т.е. без молитвы. Нужно молиться и всей семьей и каждому ее члену. Совершенно необходимо в течении дня, по крайней мере, один раз найти или выделить время для молитвы. Даже если это будут 15-20 минут, они уже могут решить вопрос нашего спасения. Также необходимо питать наши души духовным чтением. Когда женщина с любовью заботится о всех этих аспектах семейной жизни: производительная работа дома, милосердие как внутри, так и вне семьи, и молитва она может превратить свой дом в оазис, в матрицу христианских добродетелей и неотмирности. Я подчеркиваю, что то, о чем здесь говорится, это идеал женщины, какой она должна быть по замыслу Бога, сотворившего ее и давшего ей особое место в этом мире. Но здесь нет каких-то жестких правил, какого-то шаблона. Христианская традиция никогда не запрещала женщине мирскую деятельность, и Церковь прославила во святых многих женщин, которые ухаживали за больными и бедными, строили церкви и монастыри, управляли государствами, проповедывали Евангелие целым народам. И, конечно, многие женщины не имеют выбора, они должны работать, чтобы содержать себя и своих детей. Идеал не теряется от того, что некоторые женщины работают, будь то по необходимости или по призванию. Идеал теряется, когда женщина забывает или отказывается от него, предпочитая карьеру детям, самоуслаждение самопожертвованию, светскость набожности. А когда утерян идеал, теряются и особое женское величие и святость. В то время, как единицы находят радость и удовольствие в карьере, миллионы низведены до положения рабов: у конвейеров или компьютеров, или, еще хуже, до положения игрушек. Мы уже видели, что наказание, наложенное Богом на Адама и Еву, служит для исправления и уврачевания их падения и, через искупительную жертву Христа, для возвращения в рай и воссоединения с Творцом. Эти наказания касаются только падшего мира и не относятся к будущей жизни в раю. Даже в земной жизни, мы знаем, некоторые христиане с Божией помощью преодолевают в себе падшую природу и освобождаются от ее уз. Мы знаем о подвижниках, чудесным образом питавшихся в пустыне, о старицах, духовно руководивших людьми. Более того, после воскресения из мертвых даже само разделение людей на мужчин и женщин, выполнив свое назначение, исчезнет. Св. отцы ясно учат, что между душами мужчин и женщин нет существенной разницы. Дай нам Бог сохранить надмирную красоту нашего призвания, ради Его славы и спасения себя и других. |
|
|
|||||||
© Свято-Троицкий Ионинский монастырь
|