Свято-Троицкий Ионинский монастырь
обитель пещеры издательство фотогалерея вопрос священнику

Издательство

Об издательстве
Ионинский листок
Отрок.ua

Карта сайта


Наша кнопка:

Получить HTML-код

Проекты монастыря:

Тексты служб с переводом и изъяснением. Общество им. Скабаллановича
Сайт зверинецких пещер
Нещеровский Спасо-Преображенский монастырь
Ольшанский
женский монастырь
Покров
Молодость не равнодушна
Отрок.ua - Православный журнал для молодёжи
Журнал «Фамилия»
Певческая школа при Св.Троицком Ионинском монастыре
Молодежные паломнические туры

Трансляция богослужения доступна по ссылке: https://www.youtube.com/@iona_kyiv_ua.


Издательство »» Ионинский листок »» № 28 (303), 2005 »» ПУТЬ ЖЕНЩИНЫ КО СПАСЕНИЮ

ПУТЬ ЖЕНЩИНЫ КО СПАСЕНИЮ

Монахиня Мария

Монахиня Мария

Вряд ли стоит повторять, что мы живем в смутные времена и, более того, во времена распада тех установлений и отношений, которые Бог дал нам для поддержания земной жизни и подготовки к жизни будущей. Разрушение происходит повсюду: в окружающей среде, в обществе, в семье, и даже во внешнем устройстве Церкви Христовой. Человек вторгается в самые основы Божественного творения: расщепление атома, генная инженерия, теория современной химии, отрицающая целостность химических элементов, психоанализ — примеры этого вторжения. Отрицается богоустановленная иерархическая природа семьи, основы общества. Наконец, ереси подвергают сомнению самые основы Божественного откровения. Почему все это происходит? Конечно, здесь действие врагов Бога и человека, — падших ангелов. Но главная причина — отход от христианского мировоззрения, основанного на Божественном Откровении о творении, грехопадении Адама и Евы, наказании их Богом, искуплении человечества Иисусом Христом и данных Им заповедях.

Мы знаем, что история творения началась задолго до создания человека. В начале Бог сотворил ангельский мир, и творение было полным и гармоничным. Его символом был круг. Но когда высочайший и славнейший из ангелов, Люцифер, «светоносный», взбунтовался против Бога, иерархическая гармония творения разрушилась. Люцифер спал с небес, и с ним треть ангелов. В круге бытия появился разрыв. Чтобы его заполнить, Бог сотворил материальный мир и его властелина и первосвященника — человека. Он сотворил человека двойственным, имеющим и тело и душу, как звено между миром духовным и миром вещественным, через которое Он изливал в вещественный мир Свою благодать. И Бог хотел, чтобы это новое создание возрастало в совершенстве, пока не превзойдет славу падших ангелов и засияет бриллиантом в венце творения.

Бог сотворил мужчину и женщину. Адам был создан из земли, Ева от его плоти и крови. Как учит св. Амвросий, это было так для того, чтобы они имели общий источник и одинаковую природу. Преп. Серафим Саровский говорил, что «Еве Господь дал ту же мудрость, силу, неограниченную власть и все прочие благие и святые качества», что Он дал Адаму. Адаму и Еве подчинялся весь материальный мир.

Здесь нужно упомянуть о том, что некоторые находят «неудобопревозносимым». Св. отцы ясно учат, что в раю Адам и Ева не имели брачных отношений. Как говорит Иоанн Дамаскин, Бог сотворил мужчину и женщину, предвидя грехопадение, так, чтобы человечество могло возрастать и после него. Также и в следующей жизни, как говорит Сам Господь Иисус Христос, «ни женятся, ни выходят замуж». Отсюда следует, что брак и деторождение, какими мы их знаем, тесно связаны с грехопадением, точнее, с тем наказанием, которое Бог наложил на Адама и Еву, изгнав из из Рая.

Еве, согрешившей первой, Господь первой и назначает наказание: «Умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рожать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою». Это наказание — подчинение мужу и телесные страдания — Господь, Который наказывает не из мести, но для исправления, дает Еве для уврачевания ее страстей: гордыни и жажды наслаждений. В то же время, послушание Евы — не послушание рабыни господину, но послушание жены мужу, основанное на взаимном уважении и любви. Ее телесные страдания связаны с рождением новой жизни, то есть с участием в творении. Этим Господь призывает женщину к высшей добродетели: жертвенной любви.

Женщина, терпя страдания и рискуя жизнью ради рождения детей, как бы прообразует Христа Бога, пострадавшего и умершего на кресте ради спасения всей твари. Покорность и смирение также есть образ Христа, Который, будучи равен Отцу, был покорен Ему даже и до крестной смерти. Так, неожиданным образом, исполняется гордое желание Евы уподобиться Богу. Через смирение и страдания открывается путь к воскресению и славе.

Адаму же Бог говорит: «За то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терние и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; и в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты и в прах возвратишься».

Пока порядок мироздания не был нарушен, пока через Адама и Еву на весь материальный мир изливались Божии благословение и благодать, труд Адама был радостью. Земля была благословенна за человека, и каждое его усилие приносило дивный плод. Но с грехопадением Адама пал весь материальный мир и за него был проклят. Прежде управляемый законом божественной любви, теперь он подпал другим законам, тем, что мы называем «законами природы», из которых главный — закон энтропии, закон тления и смерти: «и в прах возвратишься». Адам, проявив беспечность в момент искушения, теперь должен постоянно трудиться, чтобы противостоять тлению, чтобы род человеческий не прекратился. Человек из царя природы превратился в ее тирана и раба одновременно, обреченный на постоянную борьбу за выживание. Смысл этого наказания в том, что оно научает не только физическим, но и духовным труду и борьбе, научает побеждать искушения и приобретать добродетели. Адам своим потом и скорбями сораспинается Христу — это его путь ко спасению.

При таком понимании истории и назначения человека на Земле, мы видим, что современные проблемы человечества в большинстве своем — результат уклонения его от своего назначения, или же выполнения его ложным путем ради ложных целей. Многие из наших современных общественных болезней происходят от забвения цели и смысла брака, оттого, что женщина отказывается от своего назначения — быть духовной опорой семьи. Любящая, заботливая жена — первая защитница устоев общества, на ней лежит прямая ответственность за воспитание нового поколения физически, умственно и духовно здоровым. Неудивительно, что женщина в наше время подвергается особенно сильному нападению врагов рода человеческого, сил разрушения. Сколько женщин покидает сегодня свое священное место у домашнего очага как добровольно, так и, что случается все чаще, по необходимости.

Отрицание христианского идеала женственности прямо связано с отрицанием самого христианства, ведь те добродетели, к которым призвана жена и мать, являются самой его сутью: самоотверженная любовь, смирение, долготерпение. Богобоязненные, любящие женщины всегда были образцом христианских добродетелей и духовности для всего общества. (Действительно, прежде всего благодаря женщинам христианство сохранялось и передавалось сквозь века). Чистота девства и чадородие жены, два идеала святости, дивно совмещающиеся в Богородице — Новой Еве, издавна сияют человечеству. И сегодня женщины обменивают это доставшееся им наследство на похлебки карьеры или «равных экономических возможностей». Горе миру, когда женщины становятся такими же мирскими, как мужчины!

«Обмирщение» женщины в сегодняшнем мире происходит по многим причинам. Философские причины — отрицание большинством современного общества христианских идеалов добродетели и неотмирности, не говоря о смирении. Другие, социологические причины: типичная современная семья невелика, изолирована от соседей, ведет потребительский образ жизни; вряд ли умная, энергичная женщина может всецело посвятить себя такой семье. Мы отдали многие функции семьи, матери, — такие, как обучение маленьких детей, уход за больными и стариками, приготовление пищи, шитье одежды и тому подобное, — государству, бизнесу, и другим общественным организациям. Соответственно, уменьшился вес семьи в обществе и роль женщины в семье. Не мое дело давать рецепты разрешения этой проблемы, но хотелось бы упомянуть о трех основных принципах, которые помогают сохранить и укрепить дом и семью, сделать их сосудами добродетели и неотмирности.

Во-первых, дом должен не только потреблять, но и производить.

Во-вторых, дом не должен замыкаться в себе. Самое лучшее, если вся семья занимается активной благотворительностью. И разве есть лучший способ научить детей следовать Христу?

В-третьих, самое важное, — нельзя быть неотмирным без связи с иным миром, т.е. без молитвы. Нужно молиться и всей семьей и каждому ее члену. Совершенно необходимо в течении дня, по крайней мере, один раз найти или выделить время для молитвы. Даже если это будут 15-20 минут, они уже могут решить вопрос нашего спасения. Также необходимо питать наши души духовным чтением.

Когда женщина с любовью заботится о всех этих аспектах семейной жизни: производительная работа дома, милосердие как внутри, так и вне семьи, и молитва — она может превратить свой дом в оазис, в матрицу христианских добродетелей и неотмирности.

Я подчеркиваю, что то, о чем здесь говорится, — это идеал женщины, какой она должна быть по замыслу Бога, сотворившего ее и давшего ей особое место в этом мире. Но здесь нет каких-то жестких правил, какого-то шаблона. Христианская традиция никогда не запрещала женщине мирскую деятельность, и Церковь прославила во святых многих женщин, которые ухаживали за больными и бедными, строили церкви и монастыри, управляли государствами, проповедывали Евангелие целым народам. И, конечно, многие женщины не имеют выбора, они должны работать, чтобы содержать себя и своих детей. Идеал не теряется от того, что некоторые женщины работают, будь то по необходимости или по призванию. Идеал теряется, когда женщина забывает или отказывается от него, предпочитая карьеру — детям, самоуслаждение — самопожертвованию, светскость — набожности. А когда утерян идеал, теряются и особое женское величие и святость. В то время, как единицы находят радость и удовольствие в карьере, миллионы низведены до положения рабов: у конвейеров или компьютеров, или, еще хуже, до положения игрушек.

Мы уже видели, что наказание, наложенное Богом на Адама и Еву, служит для исправления и уврачевания их падения и, через искупительную жертву Христа, для возвращения в рай и воссоединения с Творцом. Эти наказания касаются только падшего мира и не относятся к будущей жизни в раю. Даже в земной жизни, мы знаем, некоторые христиане с Божией помощью преодолевают в себе падшую природу и освобождаются от ее уз. Мы знаем о подвижниках, чудесным образом питавшихся в пустыне, о старицах, духовно руководивших людьми. Более того, после воскресения из мертвых даже само разделение людей на мужчин и женщин, выполнив свое назначение, исчезнет. Св. отцы ясно учат, что между душами мужчин и женщин нет существенной разницы.

Дай нам Бог сохранить надмирную красоту нашего призвания, ради Его славы и спасения себя и других.

новости

28.03.24 По середах, 3, 10, і 24 квітня в нашому монастирі

18.03.24 Таїнство Соборування мирян в Іонинському монастирі буде звершуватися:

16.03.24 Изменился адрес ютуб-трансляции богослужений Ионинского монастыря. Новый адрес: https://www.youtube.com/@iona_kyiv_ua.

все новости »»

Миссионерская и просветительская деятельность монастыря, а также его реставрация нуждается в вашей поддержке. Желающим помочь просьба перечислять средства на карточку Приватбанка 4149 4393 1844 2625.



Расписание богослужений

Сегодня: 28.03.24. Четверг. Мч. Агапия.
7.40 Утреня, 1 и 3 Часы, Изобразительные и Лития.
10.00 Соборование.
16.00 6 и 9 часы, Вечерня, Великое Повечерие и Лития.

Завтра: 29.03.24. Пятница. Мчч. Савина и Папы.
7.40 Утреня, 1 и 3 Часы, Изобразительные и Вечерня с Литургией Преждеосвященных Даров.
16.00 Великое Повечерие и Парастас - Заупокойная Утреня.

на всю седмицу »»


Рекомендуем посетить:

Официальный веб-сайт
Фотолiтопис
donor.org.ua

еще ссылки »»

обитель пещеры издательство фотогалерея вопрос священнику

© Свято-Троицкий Ионинский монастырь
e-mail редакции: site@iona.kiev.ua

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру