|
Издательство »» Ионинский листок »» № 33 (308), 2005 »» СОБЛЮДЕНИЕ ДЕТЕЙ ОТ СОБЛАЗНОВ МИРА СОБЛЮДЕНИЕ ДЕТЕЙ ОТ СОБЛАЗНОВ МИРАН. Пестов Н. Пестов « Выходите из среды его » (Ис. 52, 11). Вместе с заботой о создании светлой, духовной материальной среды в окружении детей, следует также позаботиться и о возможности тщательного сбережения детей от разлагающей душу темной силы греха и душевного порока. Закон взаимного влияния одинаково приложим и для доброго и злого. Обращающийся с мудрыми будет мудр, а кто дружит с глупыми, развратится, было сказано еще около четырех тысячелетий назад Соломоном мудрейшим из людей (Притч. 13, 20). Душевная болезнь так же заразительна и опасна для окружающих, как и физическая, в особенности, для слабых, неокрепших духовно организмов. Может быть некоторые думают, что душевному организму нужна, как и телесному, закалка. Но если телесная закалка при недостаточной осторожности может кончиться заболеванием, то душевная совершенно недопустима, как связанная с опасностью погубить душу от соблазна. И хотя соблазны и попускаются людям, так как по словам Господа надобно прийти соблазнам, но, вместе с тем, Господь запрещает самим людям соблазнять искушать друг друга, говоря горе тому человеку, через которого соблазн приходит (Мф. 18, 7). Преосвященный Игнатий (Брянчанинов) сравнивает среду мира и среду монастыря с возрастанием растений в поле и в питомнике. Наилучшие и красивейшие экземпляры вырастают только в питомниках: там достигается это специально подобранными условиями для выращивания. Пусть цветы из питомника не так выносливы, но они прекрасны. Вместе с тем они защищены там от всех напастей, стихий. Так Господь защищает души иноков от осквернения и соблазнов мира, и очищенные души в свое время переносит в свой вечный сад в Небесное Царство. Он любуется духовной красотой, и Сам создает условия для ее развития: как некогда, так и теперь «благая часть» не отнимется «от Марии» (Лк. 10, 42). Будем же и мы оберегать, насколько можем, Господни цветы чистые души наших детей от всех скверн мира и от всех носителей скверны. О сбережении себя от людей языческих воззрений наставляли первых христиан св. апостолы. Так, ап. Павел в Послании к Коринфянам пишет: Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы (1 Кор. 15, 33) и далее: Какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живого (2 Кор. 6, 14-17). Так же пишет в послании ап. Иоанн (2 Ин. 1, 10-11): Кто приходит к вам и не приносит сего учения (т. е. исповедания Христа), того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его. Примером точного соблюдения апостольских указаний является благочестивая Нонна мать Григория Богослова. По рассказу последнего, она никогда не обменивалась пожатием рук с языческой женщиной и не садилась за стол для вкушения пищи с язычниками. Следует вспомнить также, что в первые века христианам запрещалось участвовать в языческих пиршествах. Если общение с активными атеистами небезопасно для малопросвещенных духовно христиан, то тем более оно опасно и может быть гибельным для детей. Заботу о чистоте веры, в которой росли их дети, прилагали многие праведники и подвижники благочестия. Так, например, внучка св. Филарета Милостивого (память 1 декабря), ставшая впоследствии женой Константинопольского императора Константина IV Порфирородного, воспитывалась в полном уединении. «До вас она не видела никого постороннего», сказал про нее св. Филарет послам, объезжавшим Греческую империю для выбора достойнейшей невесты императору. Московский благочестивый купец Путилов, живший в начале прошлого столетия, сам обучал своих сыновей, так как боялся дурного влияния на них в школе сверстников. Его заботы и труды оправдались в полной мере: все три его сына пошли в иноки и впоследствии стали известными игуменами трех монастырей (Исаия Саровский, Моисей Оптинский и Антоний Малоярославский). Такие примеры заслуживают внимания. И если двери христианской семьи должны быть широко открыты для боголюбцев, то они должны быть закрыты для людей, живущих философией безбожия. Должны быть закрыты и для тех, кто называя себя христианами, на деле распинают Христа, не гнушаясь смертными грехами. Об этом так пишет ап. Павел: «Я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе. Итак, извергните развращенного из среды вас» (1 Кор. 5, 11-13). При этом ап. Павел допускает поверхностное общение с окружающим нехристианским миром, иначе, пишет он там же, надлежало бы вам выйти из мира сего (5, 10). Очевидно, что здесь надо проводить резкую границу между вынужденными деловыми отношениями с людьми и добровольным тесным общением. Поэтому надо проявлять осторожность при приглашении в семью знакомых, при подборе для детей товарищей по играм и при приеме в семью домашних работниц. Оправданием общения с беззаконниками и атеистами не может служить и родственная связь: мы знаем, что Господь родство считает не по плоти, а по духу: Ибо, кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат и сестра и матерь (Мк. 3, 35). Поэтому принятие, например, в семью для совместного жительства стариков, в том числе бабушек и дедушек или сирот из близких родных, можно делать лишь с благословения духовных отцов. И случается, что последние отказывают в благословении из-за опасности нарушения благочестивого и мирного уклада семьи близкими по плоти, но далекими по духу людьми. И единственным оправданием нашего общения с близкими нам по плоти и не хотящими знать Бога может быть лишь исполнение заповедей любви и милосердия, выполнение которых обязательно по отношению ко всем без исключения, по заповедям Спасителя (Мф. 5, 42-48; Лк. 10, 36-37). Однако, в этом случае мы не должны приближать к себе таких родных и общение с ними следует ограничить необходимостью. Об осторожности в этом отношении так пишет в одном письме старец Амвросий Оптинский («Письма к мирянам»): «В большие толки с братом своим не пускайтесь. Желая ему принести душевную пользу, остерегайтесь, как бы не повредить и себе. Знайте, что вы через брата должны будете в таком случае выслушивать глубины сатанинские, т. е. пагубные вражие возражения и сомнения, которые он изобретал в продолжение восьми тысяч лет. В силах ли будем опровергать это? И можем ли без вреда выслушивать?» Итак, осмотрительность в выборе тесных знакомств и связей необходима, как ради нас самих, так еще в большей мере ради наших детей. Она была обязательна еще для евреев Ветхого Завета. И за воздержание в этом отношении уже тогда была обещана высокая награда: Выйдете из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому и Я приму вас (Ис. 52, 11). И буду вам Отцем и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель (Иер. 3. 19; Ос. 1, 10: 2 Кор. 6, 17-18). |
|
|
|||||||
© Свято-Троицкий Ионинский монастырь
|