Добрый день! Вот вопрос, который меня интересует. Есть такое понятие как номинальный православный, когда-то крещеный, но не живущий церковной жизнью. Протестанты говорят, что на Седьмом Вселенском Соборе было постановление 80: «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или кто-либо из сопричисленных к клиру, или мирянин, не имея никакой настоятельной нужды, или препятствия, которым бы надолго устранен был от своея церкви, но пребывая во граде, в три воскресные дни в продолжении трех седмиц, не придет в церковное собрание: то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет отлучен от общения» (Источник: Правила Святого Вселенского VI Собора, Константинопольского). То есть выходит, что такой номинальный христианин отлучен. Подскажите, чем и как в современном мире регулируется все это. И разве правила менялись? Спасибо.
Юля
Отвечает иеродиакон Савва:
Такое правило действительно существует, и его никто не отменял. Сейчас Церковь, снисходя к немощам своих членов, не применяет его по всей строгости. Если по закону вор должен отсидеть в тюрьме 5 лет, это еще не значит, что каждый вор после воровства сидит. Чтобы закон сработал, должен состоятся суд, должен прозвучать приговор. Нечто подобное и в Церкви: чтобы отлучить человека, должен состоятся церковный суд.
Но нужно понимать, что церковные правила имеют своей целью не установить некую справедливость, воздать человеку за зло. Они направлены на исцеление человека, его исправление. Когда человек не приходит в храм, не участвует в церковной молитве, в Таинствах, он сам себя отделяет от Церкви. И если Церковь говорит, что такого нужно отлучить, то она надеется, что такой человек, будучи отлучен, осознает что он делает, что он сам себя отлучает от Церкви и от Бога. Если он сможет это осознать, то он сможет и отрезвиться, прийти в себя и исправиться, снова приходить в храм, снова молиться и участвовать в Таинствах.
Приведенное Вами правило было создано во времена, когда в Византии практически все население было православным. Пропустить воскресную службу было немыслимо. По воскресеньям все, от мала до велика, были в храмах. Человек, который 3 воскресенья не был в храме, однозначно отпадал от Церкви, ведь он опытно уже знал, он не мог не знать, что такое молитва, что такое Таинства. В наше время очень много людей не имеют навыка молитвы, не участвавали в Таинствах, но сердце их жаждет Бога, и они идут в храмы, часто даже не зная, почему они туда идут. Такие люди ощупью в потьмах ищут Бога, приходят в храмы, пусть и нечасто. Считать, что эти люди отлучены от Церкви большое заблуждение.
Ситуация с каждым человеком уникальна, в каждом случае Церковь с болью о человеке молится, чтобы он стал полнокровным членом Церкви, а затем и Царства Небесного. Церковь оставляет для каждого возможность для покаяния, для возвращения в Церковь.
Быть членом Церкви это не значит иметь некий документ: он либо есть, либо его нет. И не надо представлять, что у человека, который 3 воскресенья не был в храме, этот документ отбирается. Связь с Церковью значительно сложнее и многограннее. И вообще, в Таинстве крещения у человека образуется связь с Церковью раз и навсегда.
Что касается номинальных и неноминальных христиан, то в этих рассуждениях протестантов всегда сквозит осуждение тех, кого они называют номинальными. Именно для тех, кто любит осуждать «номинальных» и кичится своей «неноминальностью», ап. Павел сказал: «Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его» (Рим. 14, 4). Либо вспомните притчу о фарисее и мытаре, она о том же. «Неноминальный» фарисей перед Богом оказался хуже «номинального» мытаря.
Поэтому нужно прекратить осуждать «номинальных», а молиться о том, чтобы они встретили Бога по-настоящему и пришли в Церковь не раз в год, а навсегда.
Протестанты часто используют достоверные факты, но делают из них неправильные выводы. Не спешите принимать на веру все, что они говорят. Перепроверяйте не только факты, на которых они строят свои рассуждения, но и выводы, которые они делают из фактов.