Мир Вам! Растолкуйте, пожалуйста, слова из Евангелия от Марка, Гл. 10, 29: «нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, ли сестер, или отца, ли мать, или жену, или детей, или земли ради Меня и Евангелия, и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев, и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной». То есть, если отец больного ребенка оставляет его и уходит в монастырь служить единственно Богу, это правильно? С уважением, р. Б. Ольга
Ольга
Отвечает иеромонах Савва:
Здравствуйте, Ольга.
На мой взгляд, Господь говорит тут о ситуации, которая была в то время. Тогда вера в мессианство Иисуса зачастую означала, что поверившего человека иудеи изгоняли из семьи, такой человек не имел права посещать синагогу. То есть речь идет о выборе: или Христос, или семья. Предполагается, что во многих ситуациях выбор «и Христос, и семья» невозможен. Поэтому если муж поверил в Бога, если он нашел Господа, а жена не дает ему возможности жить по вере, устраивает ему скандалы на почве его веры и т.д., то, наверное, мужа можно понять, если он уйдет. Но если жена не ставила перед мужем выбор «или семья, или Христос», а вполне допускала возможность «и семья, и Христос», то уход мужа будет уже непонятен и неоправдан — особенно же уход от ответственности за больного ребенка. Ведь тогда, когда Господь произнес процитированные Вами слова, уход из семьи к вере во Христа означал уход из устроенного быта, уход от социальной устроенности к безбытности, к жизни в странной бродячей общине, выпадавшей из социального устройства общества. Вот Господь и говорит, что оставившие устроенный быт ради Господа — обретут новую, духовную семью в общине верующих.
На сегодня уход от заботы о больном ребенке в монастырь может означать как раз противоположное: уход от неустроенности, от финансовых проблем и ответственности — к относительной устроенности монастырского быта.
Теперь немного святоотеческих толкований, которые согласны с тем, что я Вам написал:
св. Феофилакт Болгарский: «Говорит это не с тем, чтобы мы оставляли родителей беспомощными, или разлучались с женами, но научает нас благоугождение Богу предпочитать всему плотскому: поелику от проповеди (Евангелия) имела возгореться брань (между людьми), так что дети должны были отрекаться от отцов: то Господь и говорит: кто оставит ради Евангелия плотское родство и вообще все плотское, тот и в сем веке получит все это во сто крат более, и в будущем — жизнь вечную».
Святитель Иоанн Златоуст: «Далее, словами: „всякий, кто оставит жену“, Господь не внушает того, чтобы без причины были расторгаемы браки; но, как говоря о душе, что „потерявший душу свою ради Меня сбережет ее“ (Матф. 10:39), говорил это не для того, чтобы мы убивали самих себя и тотчас разлучали душу с телом, но для того, чтобы предпочитали всему благочестие, — так и здесь того же требует Он, повелевая оставить жену и братьев. Мне кажется также, что Он говорит здесь еще и о гонениях. В то время многие отцы детей своих и жены мужей своих привлекали к нечестию. Итак, когда они от вас требуют этого, говорит Господь, оставьте и жену, и отца, о чем и Павел говорит: „если же неверующий хочет развестись, пусть разводится“ (1 Кор. 7:15)».