Отче, в последнее время я стала очень раздражительной, когда еду в машине, за рулём, каждая моя поездка не проходит без того чтобы я кого-нибудь не обругала, пусть даже человек этого не слышит, я не могу стерпеть мелких обид, мне обязательно что-то надо ответить, потом я понимаю что так нельзя, начинаю корить себя, думаю, что лучше было промолчать и что в следующий раз я буду держать себя в руках, но всё повторяется заново, я не могу остановить свои слова! Близким и друзьям я могу наговорить что-то обидное, потом всё равно извиняюсь, списываю всё на мой дурной характер, но я понимаю, что долго так не может продолжаться, что им тяжело! Я очень люблю спорить, и даже если чего-то не знаю, всё равно буду доказывать! Мне самой очень тяжело от моего поведения. Я очень вспыльчива и очень бываю груба. Отче, помогите, подскажите, может быть, молитву, в которой я могу обратиться к Господу, чтобы Он даровал мне терпение, кротость, спокойствие, я очень в этом нуждаюсь! Заранее благодарна.
Елена
Отвечает иеродиакон Савва:
С одной стороны, возможно, Вы не стали в последнее время более вспыльчивой, чем обычно. Вы просто стали замечать больше своих грехов и неправильных поступков. И это хорошо, это значит, что Вы на пути к Богу. Бог есть свет, и только в свете обнаруживаются неприглядные поступки и мысли, спрятавшиеся в темных местах души. В таком случае нужно радоваться, что Господь открывает Вам Вашу собственную немощь, значит, Он дает Вам возможность смириться и побороться с собственной немощью.
С другой стороны, возможно, Вы действительно стали более раздражительны и Вам стало труднее себя сдерживать. Это может быть связано с особым периодом в жизни (сложности на работе, например, сессия в институте), а может быть связано с расслаблением в духовной жизни. Возможно, если Вы не так давно обратились к вере (год — полтора), то проходит тот этап духовной жизни, когда Вам даровалась призывающая благодать.
Как бы то ни было, если Вы видите в себе грех, это значит, что пора с ним бороться. Запаситесь терпением, раздражение и гнев никто быстро не выкорчевывал из своей души. Первое и главное в этой борьбе — это смирение. Преподобный Исаак Сирин говорит, что только рукой смирения можно принять дар от Бога. Т.е. только смиренному Господь может Своей благодатью помочь избавиться от греха. В своих грехах и падениях нужно в первую очередь познавать свою немощь, свою недостаточность своими силами бороться с грехом. А значит, у нас есть нужда в Том, Кто может помочь, Кто может своею благодатью разрушить грех. Все свое упование возложите на Господа, на свои же силы не надейтесь. Если Вам случилось осудить кого-то или впасть в какой другой грех, и Вы при этом думаете что-то вроде такого: «как я могла? как это недостойно, что же теперь делать», то в таких мыслях есть примесь гордости. Смиренный человек будет думать так: «чего еще от меня, грешной, не уповающей всем сердцем на Бога, можно было ожидать?» И от таких мыслей надо переходить ко всецелому устремлению к Богу и надежде на Его помощь. Смирение — это не зубрежка «я хуже всех, я хуже всех», а реальный взгляд на вещи, реальное знание своей немощи, рождающееся из такого познания ненадеяние на свои силы и всецелое упование на Господа.
Если случится впасть в какой-либо грех, старайтесь сразу раскаиваться в нем, сразу в молитве обращаться к Богу с просьбой о прощении и просьбой о помощи в борьбе с грехом. Если случится поймать себя на желании сделать что-либо греховное, сразу обратитесь в молитве ко Господу, и Он поможет Вам не довести греховное желание до исполнения, и даже выбросить его из сердца.
В домашней молитве можно по желанию читать замечательную молитву Ефрема Сирина, которую читают в храмах Великим Постом, но которую можно дома читать тогда, когда хочется:
«Господи и Владыко живота моего,
дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми рабе Твоей.
Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего,
яко благословен еси во веки веков. Аминь».