Спаси Господи! Поясните, пожалуйста, что значат сии слова из Евангелия, сказанные Господом после разговора с апостолами о разводе: «Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано, ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит» (Мф 19,11-12).
Наташа
Отвечает иеродиакон Савва:
Здравствуйте, Наталья. Господь образно говорит о воздержании, а не о хирургической операции. Те, кто сами себя оскопили — это те, кто отсекли блуд и любострастие. Вот как толкует это место блаж. Феофилакт Болгарский: «Подвиг девства есть жребий немногих. Есть скопцы от утробы матерней, то есть люди, которые по природному сложению не имеют влечения к совокуплению (с женами), но их целомудрие не приносит им пользы. Есть и такие, которые оскопляются людьми. Оскопляющие же сами себя ради Царствия Божия суть не те, которые отрезывают у себя члены, ибо это преступно, но те, которые воздерживаются. Понимай и так: бывает скопец от природы, то есть, как выше сказано, по природному сложению не склонный к любострастию. Оскопляемый от людей есть тот, кто удаляет от себя разжжение плотской похоти вследствие человеческого наставления. Наконец, оскопляющий сам себя есть тот, кто не по чужому, а по собственному расположению, добровольно решился на подвиг целомудрия. Таковый очень хорош, потому что он независимо от других, сам произвольно вступает на путь к Царствию Небесному. Желая же, чтоб мы добровольно подвизались в добродетели (девства), Господь говорит: могий вместити да вместит. Таким образом, Он не принуждает к девству, не возбраняет и брака, но девство предпочитается».