Здравствуйте, отец Савва! Вы мне уже отвечали на мои вопросы, а теперь у меня возник такой ещё вопрос: где-то не в православном информационном пространстве я наткнулась на такую мысль, такое высказывание: «Враг любви — не ненависть, а безразличие», «Безразличие — скрытая форма ненависти», и даже «безразличие — самая сильная форма ненависти». С точки зрения православного мировоззрения, православной догматики — верно ли это утверждение? Так ли это в действительности? Или это просто эффектные фразочки? Заранее благодарю за ответ, с уважением, кланяюсь.
Марина
Отвечает иеродиакон Савва:
В этих фразах есть истина, но сами фразы составлены в виде афоризмов, и ради краткости и звучности в афоризмах могут быть натяжки и отступления от истины. Вряд ли можно согласиться, что ненависть не является врагом любви. Но с процитированными Вами словами перекликаются жесткие слова обличения, адресованные Лаодикийской церкви (книга Откровения): «Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откр. 3:15-16). Если вспомнить историю обращения апостола Павла, то можно увидеть, как человек, ненавидевший христиан, быстро перешел от ненависти к любви. Неравнодушный, небезразличный ко Христу человек уже имеет хоть какое-то отношение к Нему. Если кто ненавидит Христа, то чаще всего ненавидит не Христа, а тот неверный образ Христа, который сложился у этого человека. И когда Христос открывается такому человеку и разрушает все неверные представления о Себе, такой человек может быстро перейти от ненависти к любви. А безразличному человеку — безразлично, ему не нужен никакой Бог. Наверное, именно этот смысл и вкладывают в приведенные Вами фразы.