Добрый день! Долгое время меня мучает вопрос: если священник просто выслушал тебя на исповеди, а потом сказал «прощаю и разрешаю», то не превращается ли таинство в простую формальность? Понятно, что побеседовать «по душам» в нашем храме с каждым прихожанином невозможно физически. Но я нередко замечаю, как во время исповеди с другими людьми о чем-то разговаривают, что-то разъясняют и т.д.Я бы тоже хотела услышать какой-то совет в отношении тех жизненных ситуаций, о которых я говорю на исповеди, но настаивать на этом мне неловко. И еще: очень часто чувствую себя неловко из-за того, что 90 процентов верующих в храме — люди, которым глубоко за 50. Своих ровесников (мне чуть за 30) почти не вижу. Такое ощущение, что православная вера — это для людей в возрасте, хотя я же понимаю, что это не так.
Светлана
Отвечает иеромонах Савва:
Здравствуйте, Светлана.
Исповедь — это таинство троих. Покаяние Вы приносите Богу, а не священнику. Священник в наставлении, которое он обязан читать перед исповедью, говорит: «Аз же — точию свидетель». Священник — свидетель покаяния. Священник может сказать Вам что-то, если у него есть что сказать. Если священник считает, что он должен всех поучать на исповеди по любому поводу, в том числе тогда, когда он, по правде, и не знает, что сказать, — то горе такому священнику и горе его прихожанам, которых поучает такой болтливый пастырь. Беседа по душам — не цель исповеди. Цель ее — прощение от Бога и примирение с Церковью. Если у Вас есть вопросы к священнику, если Вам нужно с ним побеседовать, — попросите его уделить Вам время именно для беседы, а не для исповеди.
Православная вера, конечно же, для всех. Не смущайтесь, что мало молодежи в Вашем храме. Общая тенденция такова, что в глубинке прихожане в основном пенсионеры, а в мегаполисах — много и молодежи. Но эта тенденция сформирована разными причинами, например: с возрастом человек более склонен задумываться о смысле жизни, о смерти. С возрастом человека более донимают болезни и заставляют задуматься о Боге. К этому добавляется и то, что теперь православие становиться скорее религией образованных людей, а не неграмотных, как было до революции. Потому в городах в церкви много и образованных людей, в том числе и молодежи. Но все это — чисто человеческое. Ни одной не найти причины, которая могла бы отвернуть молодого человека от Бога. Так что можно лишь поблагодарить Бога за то, что Он открылся Вам не на старости лет, а раньше, так что Вы проживете свою жизнь не в холодном одиночестве среди скорбей, но с Богом. Помощи Вам Божией!